ОПЕК плюс возможности: как картель вернул себе власть над рынком
Неожиданное для большинства экспертов решение ОПЕК+ о снижении добычи заставило многих говорить о связи между новым витком в развитии картеля, вновь ставшего самым влиятельным игроком на рынке, и началом российской «спецоперации»* на Украине в феврале 2022 года. Однако такой подход упрощает картину.
Во-первых, нынешний ОПЕК+ по целому ряду качественных характеристик отличается от ОПЕК и ОПЕК+ прошлого десятилетия. Во-вторых, процесс эволюции классического ОПЕК в его нынешнюю форму был запущен задолго до «спецоперации» и явился результатом совпадения сразу нескольких факторов, прежде всего сланцевой революции конца 2000-х — середины 2010-х годов и активизации процессов энергоперехода.
Рост сланцевой добычи в какой-то момент существенно ослабил позиции картеля и способствовал кризису нефтяного рынка 2014 года, а также создал долгосрочные риски избыточного предложения углеводородов. Более того, сланцевая революция изменила саму структуру рынка, превратив США из одного из главных потребителей нефти в ее производителя и экспортера, перенаправив ресурсные потоки в сторону Азии. Одновременно четвертый энергопереход, ускорившийся под влиянием того же сланца, увеличил долгосрочные риски стагнации и спада спроса на нефть в новом, постнефтяном мире. В результате во второй половине 2010-х годов для сохранения своих позиций на мировом рынке нефти и обеспечения интересов своих ключевых членов ОПЕК была вынуждена пойти на ряд решительных мер.
Адаптация к реалиям
С одной стороны, Саудовская Аравия (лидер картеля) была вынуждена несколько отойти от традиционной для себя стратегии максимизации доли рынка за счет установления умеренных цен и выдавливания конкурентов с более высокой себестоимостью производства. Вместо этого она сконцентрировалась на идее максимальной монетизации имеющихся природных ресурсов для ускоренной перестройки своей экономики под нужды идущего энергоперехода. Этот подход подразумевал в том числе и удержание стоимости нефти на достаточно высоком уровне за счет регулирования объемов производства.
С другой стороны, во второй половине 2010-х произошла ребалансировка отношений картеля (де-факто Саудовской Аравии) с двумя другими ключевыми игроками нефтяного рынка — США и Россией. Превратившись в крупного производителя и экспортера углеводородов, США теперь зависели не столько от поставок нефти из Персидского залива, сколько от того влияния, какое ОПЕК могла оказать на рынок. Это, в свою очередь, изменило динамику отношений между США и ОПЕК. Оставшиеся без реакции со стороны США атаки 2019 года на саудовскую нефтяную инфраструктуру показали, что Вашингтон уже не так заинтересован в обеспечении безопасности региона. Последовавшие угрозы американских политиков принять специальный закон NOPEC (No Oil Producing and Exporting Cartels Act, «Закон против картелей по производству и экспорту нефти»), который должен был помешать картелю повышать цены, равно как и ряд других недружественных шагов США показали Эр-Рияду, что некогда безоговорочный союзник может играть и против интересов арабских монархий. Это, в свою очередь, привело к определенному дистанцированию стран Персидского залива от США.
Вместе с тем для более эффективного влияния на рынок и сокращения количества «безбилетников», которые пользовались усилиями ОПЕК без каких-либо затрат со своей стороны, картель был вынужден пойти на расширение. В первую очередь это означало сближение с Москвой. К концу 2010-х российские власти как раз признали, что прежняя политика дистанцирования от картеля исчерпала себя. Активное сближение ОПЕК с Москвой привело к созданию в 2016 году ОПЕК+ — структуры, которая включала в себя членов ОПЕК и еще 10 нефтедобывающих стран, ранее не входивших в картель. И пусть на начальном этапе взаимоотношения между участниками соглашения были не всегда гладкими, что привело даже к скоротечной ценовой войне 2020 года, ОПЕК+ смогла остановить падение цен на нефть и стабилизировать ситуацию на рынке во время пандемии 2020-2021 годов. Начало же «спецоперации» в 2022 году стало лишь новым испытанием для ОПЕК+, которое его члены пока что выдерживают.
Ненадежная прибыль
В определенном смысле конфликт на Украине стал для ОПЕК и подарком, и проклятием. С одной стороны, развернувшийся в 2022 году энергетический кризис, в первую очередь в Европе, привел к замедлению процесса энергоперехода, что может помочь новым инвестициям в добычу. Полученные прибыли от возросших цен позволили участникам картеля восстановить финансовые потери от предыдущих кризисных лет и улучшить свои макроэкономические показатели. Однако сам переход на новую модель энергопотребления отменен не был. Более того, для успешного встраивания в новую экономическую систему традиционным производителям нужно действовать уже сейчас: проводить декарбонизацию нефтегазовых и нефтехимических производств, осуществлять диверсификацию экономик, развивать альтернативные источники энергии, перестраивать собственные энергетические системы. Все это требует средств, а главным источником поступлений для стран ОПЕК остается слабопредсказуемая нефть.
На рынке идет острая борьба между политическими и системными (экономическими) факторами, определяющими динамику цен на нефть. Политические факторы — украинский конфликт, нестабильность в Ливии или неудачный ход переговоров по иранской ядерной программе — толкают цены вверх. Экономические же факторы часто способствуют снижению цен. Среди последних наиболее важными являются непредсказуемость китайского спроса на энергоносители, реструктуризация нефтяных потоков в связи с решением ЕС избавиться от зависимости от России, банковский кризис в США и Европе и ожидаемое замедление глобального экономического роста. В обычной ситуации рыночные факторы сильнее политики, однако сейчас мир переживает аномальные времена. Многосторонние игры с «нефтяным оружием» сделали рынок еще более непредсказуемым.
Встречая новый мир
В этих условиях ОПЕК+ демонстрирует готовность действовать. В распоряжении участников соглашения есть возможности как сокращения, так и наращивания производства (до 3-4 млн баррелей в сутки). При этом центр принятия решений сместился в сторону трех монархий Персидского залива — Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта. Они лучше остальных готовы к регулированию объемов производства и точной реализации принятых решений. Остальные игроки либо страдают от политических ограничений (Иран, Ливия, Венесуэла), либо столкнулись с последствиями недостаточных инвестиций в нефтяной сектор в прошлые годы и не всегда могут поддерживать даже существующие квоты на добычу. Например, Россия, хоть и заявила о добровольном сокращении добычи на 500 000 баррелей в сутки, скорее всего, пошла на это под давлением обстоятельств — западные санкции в любом случае могут снизить ее объемы производства на 700 000 баррелей в сутки. Иными словами, геополитические факторы переформатировали структуру ОПЕК: эра различных лагерей внутри картеля пока что ушла в прошлое, зато появились три безоговорочных лидера (пусть и не без противоречий друг с другом), принявших на свои плечи основной объем сокращения нефтедобычи.
В таких условиях поведение картеля все больше ориентируется на нужды и мировоззрение арабских монархий Персидского залива. Если раньше ОПЕК+ была больше заинтересована в стабильном рынке с приемлемыми ценами, то решение о снижении производства с мая 2023 года в значительной степени определялось традиционным желанием Саудовской Аравии и ОАЭ поднять цены, чтобы получить больше денег здесь и сейчас и направить их на реализацию амбициозных экономических программ. К 2023 году политика ОПЕК+ в целом стала более фиксированной на интересах крупных производителей из числа ее членов. Работа с потребителями ведется на двустороннем треке, и, как правило, приоритет отдается азиатским клиентам, способным обеспечить устойчивые долгосрочные контракты. Претензии же Запада, что высокие цены на нефть могут привести к стагнации экономики, лидерами ОПЕК сейчас не воспринимаются. Экспортеры признают, что геополитические риски стали играть разрушительную роль на рынке, но виновным в этом видят не только и не столько Россию, сколько применивший в ее отношении экономическое давление Запад. Как итог, призывы увеличить производство, чтобы помочь ЕС и США, воспринимаются в странах Персидского залива с недоумением: они должны отказаться от высоких цен на нефть, чтобы компенсировать западные издержки противостояния с Россией, в которое они не вовлечены и в котором не заинтересованы.
Совпадение интересов
В этой ситуации нежелание картеля отказываться от взаимодействия с Россией все чаще интерпретируется как предпосылки к возникновению некоего «порочного альянса», что не совсем так. Действительно, нельзя исключать, что ряд шагов картеля в 2022-2023 годах имел антиамериканский флер, но они имели малое отношение к России. Нельзя полностью отрицать и определенные симпатии между Россией и Саудовской Аравией. Однако здесь речь больше идет о сочувствии: на примере России саудиты убедились, что санкции могут быть применены против любого игрока на нефтяном рынке, независимо от того, насколько от его экспорта зависит мировая экономика. Применение ЕС того же ограничителя цены в отношении российской нефти было незамедлительно спроецировано саудовским руководством на свою страну.
Речь сейчас идет, скорее, о совпадении интересов ОПЕК и России, чем о возникновении коалиции, где один партнер готов на жертвы ради другого. Саудовская Аравия и ОАЭ в большей степени демонстрируют прагматизм. Прежде всего они заинтересованы в максимизации прибыли и сохранении влияния на рынок, а для этого нужен эффективный инструмент влияния — такой, как ОПЕК+. Без России, которая, вопреки всем ожиданиям, смогла сохранить статус лидера рынка, указанная структура будет не столь влиятельна.
Кроме того, важно еще и сохранить дисциплину внутри картеля, залогом единства которого является в том числе и принцип, что члены картеля ОПЕК+ стараются не использовать политические и экономические проблемы друг друга для наращивания собственных объемов добычи.
Наконец, повышение объемов производства по требованию США и ЕС растратило бы важный инструмент влияния ОПЕК+ на мировой рынок — свободные производственные мощности. Картель не готов это делать ради потребителей. В нынешних условиях неопределенности их лучше аккумулировать и быть готовым применить в собственных интересах, тем более что кризис на мировом рынке нефти далек от своего завершения.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора