К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В ожидании врага: кому адресован новый мирный план Китая

Центральный район Пекина (Фото Getty Images)
Центральный район Пекина (Фото Getty Images)
Пекин предложил план урегулирования украинского конфликта. Если коротко, то Китай выступает «за все хорошее»: в плане собраны все правильные и благие пожелания, которые не будут реализованы — по крайней мере в ближайшем будущем. Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что упрекать китайских политиков в наивности не стоит

Мирный план выглядит частью мягкой силы Китая, которую он использует в конкуренции с Соединенными Штатами. У США и Китая принципиально разные подходы к желательному мироустройству. В Вашингтоне видят мир однополярным, со сплоченным в условиях американского лидерства Западом и выстроенными на индивидуальной основе отношениями с другими мировыми игроками. Включая игру на китайско-индийских противоречиях — здесь США готовы подыгрывать Индии, понимая при этом, что индийская политика не будет проамериканской (со времен Джавахарлала Неру Индия придерживается принципа неприсоединения в международных отношениях), но при этом не станет и прокитайской. Более того, Индия сейчас активно закупает российскую нефть с дисконтом, но для США сейчас важнее, что речь идет о дисконте, сокращающем доходы бюджета России. 

Для Китая же желаемый мир биполярен, причем для укрепления своего полюса недопустимо слишком большое усиление чужого. В случае большого успеха Запада в украинском вопросе биполярная система может не сформироваться. Тем более что у самого Китая немало проблем — двузначные темпы роста остались давно в прошлом, жесткий и продолжительный локдаун нанес ущерб китайской экономике. Сможет ли страна развиваться дальше так, чтобы догнать и перегнать США, — вопрос непростой. Но можно вспомнить, как во второй половине ХХ века вполне серьезные специалисты считали, что советская экономика через несколько десятилетий обгонит американскую, — об этом, в частности, писал Пол Самуэльсон, автор знаменитого учебника по экономике. А потом были завышенные ожидания относительно японского экономического чуда.

Амбиции Китая

Хотя при Си Цзиньпине возможности китайской армии явно расширились, в то же время она не участвовала в боевых действиях после конфликта с Вьетнамом в 1979 году. В 2022 году Китай был вынужден проигнорировать обидный для него визит Нэнси Пелоси на Тайвань — военных возможностей для эффективного ответа у него сейчас нет. Возможно, они будут через несколько лет, но решится ли Китай на политико-экономический риск (в том числе с учетом высочайшего уровня встроенности в мировую экономику) — большой вопрос.

 

Пока что Си Цзиньпин, победивший своих оппонентов внутри страны и фактически установивший режим личной власти, хотел бы договориться с США на равных, помня, видимо, о компромиссе, достигнутом Ричардом Никсоном и Мао Цзэдуном в начале 1970-х. Тогда Мао тоже предварительно разгромил даже потенциальную оппозицию в ходе культурной революции — правда, более брутальными методами. Но в то время Никсон и его помощник по национальной безопасности Генри Киссинджер исходили из необходимости закрепить раскол между СССР и Китаем, а амбиции Китая были существенно меньше — принцип биполярного мира отстаивал Советский Союз.

Теперь совсем иная ситуация — Китай хочет существенно большего, чем при Мао. И Байден навстречу не идет. Более того, после истории со сбитым над территорией США китайским аэростатом двусторонние отношения существенно ухудшились — китайские военные отказываются общаться с американскими коллегами. Из всего этого следует, что Китай не заинтересован в усилении Запада и ослаблении России, которая является партнером (но, разумеется, не союзником) Пекина. На это и нацелен предложенный план.

 

У поля битвы

Нередко в массовой литературе китайский подход к внешней политике иллюстрируется цитатой: «Если кто-то сделал тебе плохо, не кидайся в бой и не спеши мстить, просто сядь на берегу реки и жди, пока труп обидчика проплывет мимо…» Одни приписывают ее Конфуцию, как наиболее известному китайскому мыслителю, другие — Лао Цзы. На самом деле никто из них этого не говорил, этой цитатой можно разве что иллюстрировать европейский стереотип «недвижного» Востока, не имеющий ничего общего с реальным Китаем. А вот куда реже цитируемая — не столь эффектная, но реальная — стратагема Сунь Цзы: «Поблизости от поля битвы ждать идущего издалека врага; отдохнув, ожидать усталого». Такое ожидание — это не пассивное сидение у реки, а процесс, позволяющий накопить силы и вымотать противника с тем, чтобы сразиться с ним в максимально благоприятной обстановке. Причем сразиться в нынешних условиях — это совсем не обязательно воевать: можно и мирными средствами добиться признания своего статуса в мире.

Китайский план содержит абстрактный пункт о территориальной целостности государств, но фактически Китай предлагает фиксацию нынешней расстановки сил — об этом свидетельствуют пункты о прекращении военных действий и возобновлении мирных переговоров, причем никакие предварительные условия не обозначены. Это позволяет России сохранить присоединенные территории, включая сухопутный коридор в Крым из Донбасса. Речь о своего рода «корейском варианте»: когда стороны в 1953 году договорились о перемирии в Корее, никто не знал, сколько оно продлится. Но тогда западная консолидация в условиях не просто биполярного мира, но и жесткого идеологического противостояния оставалась на достаточно высоком уровне.

Большой вопрос, что будет сейчас, когда Китай не демонстрирует желания экспортировать свою идеологию и вмешиваться в европейские дела. А западная коалиция, объединенная сейчас наличием общего врага и военной поддержкой Украины, может быть демобилизована, ее участники могут исходить из индивидуальных стратегий в отношении России. Может встать вопрос и о комфортности американского лидерства для различных западных игроков. При этом у Запада не будет ощущения победы, что может усилить усталость западного мира — и это будет выгодно Китаю.

 

Поэтому китайский план, по крайней мере, сейчас не будет принят Западом, настаивающим на том, что Россия должна отступить. А этого в плане нет и быть не может, несмотря на упоминание о территориальной целостности. Россия же может очень широко интерпретировать пункт о неделимости безопасности и требовать фиксации, например, нейтрального статуса Украины.

В современном мире жесткой силы мягкая сила продолжает иметь значение. План Китая — это демонстрация именно мягкой силы, рассчитанная на страны Азии, Африки и Латинской Америки, где многие люди считают США слишком опасными и агрессивными. На то, чтобы идеи, связанные с необходимостью скорейшего мирного урегулирования на незападных условиях, распространялись прежде всего за пределами западного мира — там, где идет борьба за умы и сердца — и опосредованно влияли и на позицию Запада. Но борьбу за умы ведет и Запад, недаром Джо Байден выдвинул на пост главы Всемирного банка кандидатуру Аджая Банги, сикха, родившегося в Индии и, помимо прочих должностей, ранее возглавлявшего Американо-индийский деловой совет и являющегося сопредседателем Американо-индийского фонда. Это тоже мягкая сила в жесткой конкуренции.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+