К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пятый в истории: что означает новый случай излечения от ВИЧ

Фото Getty Images
Фото Getty Images
20 февраля стало известно о пятом случае излечения человека от ВИЧ-инфекции. Победить ВИЧ удалось после трансплантации пациенту стволовых клеток. Такой способ лечения вряд ли станет массовым, но может проложить дорогу эффективным и безопасным методам избавления от вируса, считает научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев

«Дюссельдорфский пациент» стал пятым в мире человеком, который полностью излечился от ВИЧ благодаря пересадке стволовых клеток и третьим — если считать только случаи пересадки костного мозга. О достижении сообщает научная статья в журнале Nature Medicine. Спустя почти 10 лет после операции в его организме не выявлено значимых следов вируса, несмотря на то, что испытуемый уже более четырех лет не принимает антивирусные препараты. Пациент был обследован полнее, чем два его предшественника. Собранная информация должна помочь в разработке новых лекарств от опасной инфекции.

Масштабы мировой войны

В природе вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) переносят африканские обезьяны, которых и сегодня иногда употребляют в пищу. Неизвестно, сколько раз этот вирус передавался от них человеку. Он распространяется через кровь, и достаточно, чтобы охотник порезался, разделывая тушу. Развитые страны столкнулись с инфекцией в начале 1980-х, когда в США появились первые пациенты с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом). Их иммунитет был так ослаблен, что они умирали от инфекций, не представляющих никакой опасности для сколько-нибудь здорового человека. 

Дело в том, что ВИЧ поселяется в иммунных клетках человека (в основном Т-лимфоцитах). Бесконтрольно размножаясь, он разрушает эти клетки, из-за чего и развивается СПИД. Иммунодефицит сводит на нет защиту перед бактериями, грибками и вирусами, ежедневно атакующими наш организм.

 

По данным ВОЗ, с тех пор вирус унес жизни от 37 до 49 млн человек, что сопоставимо с потерями во Второй мировой войне. В 2021 году в мире насчитывалось 34–45 млн ВИЧ-инфицированных (две трети из них — в Африке). В том же году было зарегистрировано 1–2 млн новых заражений ВИЧ и 510 000–860 000 смертей от заболеваний, развившихся на фоне СПИДа.

В 2019 году ученые опубликовали исследование распространения инфекции с 1990-го по 2017 год для 195 стран. По этим данным, в целом по миру пик заболеваемости пришелся на вторую половину 1990-х, когда в год заболевало более 3 млн человек. Без лечения ВИЧ-инфекция вызывает СПИД за 5–10 лет, так что неудивительно, что на середину 2000-х пришелся пик смертности: почти 2 млн в год.

 

Сегодня общее число ВИЧ-инфицированных больше, чем на пике заболеваемости, когда их было около 20 млн, но количество заболевших в год меньше. Это означает, что профилактика распространения вируса работает, хотя и не так хорошо, как хотелось бы. В целом по миру частота инфицирования (количество новых случаев на тысячу человек населения) снижается, но есть печальные исключения. Так, в России за 2007–2017 годы этот показатель увеличился на 13%. По данным Минздрава, на конец 2021 года носителями ВИЧ-инфекции было 0,58% населения страны.

Незаметный убийца

ВИЧ не распространяется через прикосновения, поцелуи и бытовые предметы. Зато инфекция передается через незащищенный половой контакт, кровь, грудное молоко и от матери к плоду. Вирус не выживает в засохших жидкостях, так что заражение через иглу возможно, только если инфицированный пользовался ею буквально только что. 

Традиционные группы риска — инъекционные наркоманы, мужчины-гомосексуалы и медицинские работники (последние могут случайно уколоться зараженной иглой). Однако еще пять лет назад руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик РАН Вадим Покровский признал, что в России основным путем передачи инфекции стал незащищенный гетеросексуальный секс. А это значит, что в новую группу риска попадают все, кто не пользуется презервативами. Особенно рискуют любители часто менять половых партнеров.

 

Ситуацию осложняет тот факт, что у ВИЧ нет специфических симптомов. В первые недели после заражения человек либо вообще ничего не чувствует, либо переживает нечто, внешне похожее на грипп. И кто же при повышенной температуре и головной боли заподозрит у себя именно ВИЧ-инфекцию?

Существуют эффективные и сравнительно дешевые тесты на антитела к ВИЧ. По данным Минздрава, в России в 2021 году тестами было охвачено 30% населения. Но следует помнить, что в течение месяца после заражения действует «серонегативное окно», когда тесты еще ничего не показывают, а человек уже может заразить окружающих.

Больше не приговор

20 лет назад диагноз «ВИЧ-инфекция» был почти равносилен смертному приговору. Эффективного лечения просто не существовало, и от СПИДа умирали даже те, кто мог позволить себе любые медицинские услуги. Пример умершей в 1991 году рок-звезды Фредди Меркьюри достаточно показателен. Но уже во второй половине 1990-х ситуация начала меняться, а к сегодняшнему дню она изменилась коренным образом.

ВИЧ — возможно, самый изученный в мире вирус. И один из немногих, против которого разработаны эффективные лекарства. Спасением для ВИЧ-инфицированных стала антиретровирусная терапия (АРТ). АРТ-препараты подавляют размножение вируса. Правда, ВИЧ легко мутирует — даже легче, чем грипп — и тем самым вырабатывает устойчивость к лекарствам. Поэтому врачи назначают пациентам сразу два-три препарата (а иногда и больше), нацеленных на разные белки вируса. Вероятность, что зловредный агент успеет приспособиться сразу ко всем этим лекарствам, невелика. А если и успеет, врач может назначить новую комбинацию препаратов, благо их уже десятки. При правильно подобранной АРТ количество вируса в физиологических жидкостях уменьшается практически до нуля. Так что ВИЧ-положительные пациенты даже заводят детей, не заражая при этом ни партнера, ни ребенка.

Бомба замедленного действия

Однако, как водится, есть «но». Т-лимфоциты — это расходный материал, производящийся стволовыми клетками костного мозга. Они регулярно гибнут и заменяются новыми. Но, похоже, ВИЧ встраивается в геном самих стволовых клеток, заставляя их производить Т-лимфоциты уже зараженными. Терапия блокирует попытки вируса размножаться в этих лимфоцитах, но не вычищает его совсем. Как только терапия прекращается, вирусу ничто не мешает «выйти из сумрака» и вновь начать воспроизводство. Поэтому больной вынужден всю жизнь ежедневно принимать лекарства. 

 

Эта жизнь может быть столь же долгой и счастливой, как у здорового человека, если не забывать про таблетки. Однако быть пожизненным заложником лекарств — удовольствие ниже среднего. Особенно если невозможно самому обеспечить себя ими. Например, в России АТР-препараты не поступают в свободную продажу, а распределяются централизованно. В этом есть логика: если ВИЧ-инфицированные по собственному почину начнут принимать не те лекарства, не в том режиме или не в тех дозах, они рискуют не только получить в итоге СПИД, но и послужить инкубатором для устойчивых к препаратам штаммов вируса. Однако к такому же итогу может привести и перерыв в лечении, вызванный сбоями поставок. Случаются ли эти сбои — тема для отдельного исследования, но в нынешнем турбулентном мире все труднее полагаться на логистику, особенно международную.

Радикальные меры

Разумеется, ученые ищут способ окончательного излечения от ВИЧ. Первый такой случай произошел в 2009 году с «берлинским пациентом». Позже он раскрыл свое имя — Тимоти Рэй Браун — и даже основал фонд для изучения ВИЧ. Брауну «повезло» заболеть не только ВИЧ-инфекцией, но и лейкемией. Лечение от последней требует пересадки костного мозга с его стволовыми клетками. Из них в организме продуцируются новые клетки крови вместо пораженных раком.

Настоящим везением было то, что лечащий врач Брауна знал о мутации, встречающейся у 1% представителей европеоидной расы. ВИЧ использует для проникновения в человеческую клетку белок CCR5. Мутация в соответствующем гене делает белок непригодным для стыковки с вирусом. Еще большей удачей стало, что среди потенциальных доноров, подходящих Брауну по всем многочисленным показателям, нашелся носитель этой мутации.

Пациенту пересадили костный мозг. В стволовых клетках донорского мозга не было генов вируса, новые лимфоциты не поддавались заражению, а старые зараженные лимфоциты постепенно разрушились. Цепочка передачи инфекции в организме прервалась. Через несколько лет после операции пациента придирчиво обследовали и не нашли никаких признаков ВИЧ.

 

Потом был «лондонский пациент», и вот теперь появился еще «дюссельдорфский» (имена не разглашаются по этическим причинам). Сегодня этому мужчине 53 года. ВИЧ-инфекция была диагностирована у него в 2008 году, а вскоре обнаружилась еще и лейкемия. В 2013-м пациенту был пересажен костный мозг от донора с нужной мутацией в гене CCR5. В 2018 году после многочисленных обследований врачи прекратили антиретровирусную терапию. Все это время исследователи проводили всевозможные тесты, проверяя, не растет ли количество вируса в крови. 

Этот мониторинг был более длительным, детальным и точным, чем у «берлинского» и «лондонского» пациентов. Ученые не просто искали следы вируса. Они собирали сведения о том, как взаимодействуют вирус, новые и старые лимфоциты, костный мозг и лекарства.

Проблемы и перспективы

Пересадка костного мозга — опасная операция, и ее делают лишь когда без нее не обойтись, и лейкемия — как раз такой случай. Так что трансплантация едва ли когда-нибудь станет массовым методом лечения ВИЧ. И даже на тех, кому показано такое вмешательство, вряд ли хватит доноров с редкой мутацией. Попытки воспроизвести ее методами генной инженерии пока не увенчались успехом.

Однако собранная информация может помочь в создании эффективных лекарств или вакцин против зловредного вируса. Вакцины, конечно, желательнее лекарств: любое заболевание лучше предотвратить, чем лечить. Клинические испытания экспериментальных ВИЧ-вакцин проводятся регулярно, но пока ни одна не показала результатов, пригодных для практического применения. Однако рано или поздно это должно произойти, и не исключено, что начало этому положит излечение «дюссельдорфского пациента».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+