Именем прибыли: почему на доменном рынке непросто заработать
На Западе доменные имена долгое время были таким же предметом для инвестиций, как вина, современное искусство или NFТ — не слишком ликвидные, но дешевые на входе и с большим потенциалом роста. Сохранялся этот рост благодаря ограниченному числу доменных зон, в которых быстро кончались не только короткие, но и любые словарные доменные имена, а также развитому вторичному рынку, где перепродавались уже зарегистрированные домены.
Лидером по объему открытых продаж доменов была и остается зона .com, где, по данным ресурса NameBio, за последние 20 лет случилось 156 сделок с ценой более миллиона долларов, включая и рекордные продажи Lasvegas.com за $90 млн в 2005 году, Voice.com за $30 млн в 2019 году и Sex.com за $13 млн в 2010 году.
При этом львиная доля доменных имен, приобретаемых за $1 млн и более, состоит из небольшого числа символов — от двух до семи. Чаще всего это латинские аббревиатуры и английские слова, и такие домены преимущественно были зарегистрированы еще на заре интернета, как и сам ai.com, появившийся в базе WHOIS (информации о владельцах доменов и IP-адресов) еще в 1993 году.
Не стоит также забывать, что механизма точной оценки стоимости премиальных доменов не существует. Цена домена обычно определяется ожиданиями продавца, «костюмом» покупателя и схожими сделками, что не слишком хорошо влияет на рынок: после каждой большой продажи цены на похожие домены подтягиваются до ее уровня, и продажи встают на долгое время, так как остальные покупатели платить по $10 млн чаще всего не готовы.
Игра на опережение
Кто же зарегистрировал ai.com, когда никакого AI не было и в помине? Кто впервые это сделал, неизвестно, так как при смене владельца данные WHOIS меняются, а трекеры — например, такие, как WhoisRequest — не отслеживают периоды до 2000 года. Однако известно, почему он это сделал.
На инвестрынке доменных имен работают два типа участников — инвесторы, формирующие портфель имен в надежде на рост, но приобретающие их на вторичном рынке, и киберсквоттеры (которые очень не любят, когда их так называют), разными способами захватывающие новые или освободившиеся имена и выставляющие их потом на продажу.
Первое, что делают сквоттеры при открытии регистрации в любой новой доменной зоне — выкупают все короткие двух- или трехбуквенные домены, причем неважно, есть ли в них смысл или нет. Чем короче домен, тем он дороже. Так произошло и с ai.com. Разница лишь в том, что выкуплен этот домен был не в 1987 году, когда формально появилась зона .com, а через шесть лет, когда слово «интернет» в США уже вышло за пределы университетской среды.
Все схвачено
Получается, что сейчас на доменном рынке уже нечего ловить? Совсем нет, хотя тем, у кого нет десятка миллионов, работать на нем будет непросто. Помимо новых доменных зон, есть два источника доменных имен, постоянно пополняющих портфели инвесторов, однако они требуют серьезной технологической подготовки.
Во-первых, это сегмент новых имен, которые выкупают на основе анализа новостей и трендов, в том числе различных инсайдов о грядущем выпуске новых продуктов. Это так называемая «событийная регистрация доменов». Сквоттеры строят сложные системы анализа новостного фона для того, чтобы выловить и зарегистрировать такое имя раньше остальных. Работают эти системы, чаще всего, не очень, и использующие их инвесторы нередко остаются с портфелем из пары десятков тысяч доменов, которые и продать некому и оплачивать каждый год накладно.
Во-вторых, это регистрация освобождающихся доменных имен. Этот сегмент похож на скальпинг на фондовом рынке, где главное — скорость. Специальные роботы регистрируют интересные освобождающиеся домены, и тут выигрывает тот, кто отправит заявку на сотые доли секунды быстрее. В этом сегменте особенно активно выступают сами регистраторы и хостеры, использующие свое близкое нахождение к базе адресов, чем вызывают законное недовольство своих частных конкурентов. Самым известным из игроков такого рода можно назвать GoDaddy.
А что у нас
На российском рынке есть и инвесторы, и сквоттеры, и торговые площадки, но очень мало крупных сделок, во всяком случае, по открытым данным.
Немалая часть доменных сделок проходит за наличные или крипту, так как переход управления доменом в российском законодательстве есть переход обязанностей по договору с регистратором, а не права собственности, а значит, весьма сложно отслеживается налоговыми органами.
Самыми крупными публичными сделками в Рунете можно назвать продажу домена sms.ru за $550 000 в 2010 году и Casino.ru за $250 000 в 2008 году. Кроме того, по слухам, в 2021 году домен games.ru был продан «Сберу» за $1 млн, dom.ru — «Эр-Телекому» за 120 млн рублей, а в прошлом году рынок активно обсуждал сделку по домену vk.ru, который, по разным оценкам, мог быть продан за сумму от 70 млн до 300 млн рублей.
Сегодня на доменных аукционах можно увидеть двухбуквенные имена в зоне .ru с ценниками, достигающими 10 млн рублей, но о желающих их купить пока не слышно. При этом, по данным регистраторов Ru-Center и Reg.ru, владеющих крупнейшими магазинами доменных имен, в 2022 году средняя цена продажи домена в российских доменных зонах составила около 100 000 рублей, а медианная — всего около 30 000 рублей.
Что делать
Инвестирование в доменные имена было очень выгодным, когда в мире существовало меньше десятка доменных зон. Затем с ростом их числа потенциальная стоимость доменов стала падать, а сегодня, когда потенциальный инвестор может потратить около $200 000 и создать собственную доменную зону верхнего уровня, такое вложение становится откровенно рискованным.
Как мы видели на примере ai.com, ждать счастливой сделки можно и 30 лет, а большой доменный портфель требует на поддержку доменных имен ежегодного бюджета, который может резко вырасти, если регистратура одной или нескольких доменных зон примет решение о повышении стоимости продления.
Не стоит забывать и о том, что инвестирование в нероссийские доменные имена, в том числе в зоне .com, для россиян сегодня представляет немалую «техническую» проблему и сопряжена с серьезным риском потери инвестиций.
Наконец, полноценная защита такого актива, как домен, требует регистрации и поддержки товарного знака, так как во многих странах существует механизм отчуждения доменов, схожих с зарегистрированной торговой маркой. Поэтому несмотря на то, что $10 млн выглядят хорошим кушем, покупать домен сегодня лучше для использования по прямому назначению — для сайта, интернет-магазина или другого проекта. Так будет надежнее.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора