Климатическая авария: какими будут последствия взрывов на «Северных потоках»
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
В результате нескольких взрывов газопроводы «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2» выпустили в море, а затем и в атмосферу существенный объем природного газа. Оценки объемов выброса расходятся от 115 000 т до более чем 300 000 т. На 90% эта газовая смесь состоит из метана. Почему это вызвало беспокойство у тех, кто занимается борьбой с изменением климата и насколько оно обоснованно?
Незаметная катастрофа
Метан — это в десятки раз более опасный парниковый газ, чем двуокись углерода (углекислый газ). Если использовать стандартную оценку влияния на климат за последние 100 лет, то вклад метана в глобальное потепление был в 20–25 раз весомее, чем углекислого газа. Однако основные меры по предотвращению изменений климата надо принимать в ближайшие десятилетия, а поэтому гораздо актуальнее то, что в первые 20 лет после выброса метан способствует изменению климата в 55–80 раз сильнее, чем углекислый газ.
По оценке специалистов Программы ООН по окружающей среде, выброс метана в результате повреждения «Северных потоков» можно считать катастрофическим — это самый крупная авария на газопроводных системах за всю историю.
Но будет ли эта катастрофа заметна в рамках глобальных процессов антропогенно-обусловленной эмиссии парниковых газов? Сможем ли мы вычленить ее влияние, наблюдая за изменениями климата? Звучит парадоксально, но, видимо, все-таки нет. Хотя это и самый значимый разовый выброс трубопроводного газа, но его объем относительно невелик в сравнении с рутинными утечками метана из газотранспортных систем в течение года. А от всех годовых рукотворных выбросов метана в мире газ, который может попасть в атмосферу из труб «Северных потоков», составляет лишь доли процента. То есть мы уже рутинно генерируем такое количество парниковых газов, что на этом фоне отклик планеты на единичный, пусть и масштабный, выброс не будет заметен.
Впрочем, не очень корректно сравнивать системные утечки за год и единовременный выброс. Если подтвердится версия с диверсиями на газопроводах, то речь идет о крупнейшем экологическом преступлении, ибо за неполную неделю в атмосферу ушел объем метана, эквивалентный выбросам парниковых газов от 5 млн автомобилей за год. По оценкам датских специалистов, объем утечки равен 30% от годовой эмиссии парниковых газов в Дании, а для Швеции аналогичный показатель составляет 80%. Видимо, обе страны озабочены, на чей «карбоновый счет» зачислят катастрофу в Балтийском море.
После аварии даже обсуждалась возможность поджечь выделяющийся метан и превратить его в гораздо менее опасный с точки зрения глобального потепления углекислый газ. Однако, полагаю, из соображений безопасности на это никто не пойдет — придется брать на себя слишком большую ответственность. Ведь речь идет о районе активного судоходства — недаром вокруг каждого из мест, где со дна поднимается газ, установлена пятимильная запретная зона для мореплавания.
Выводы для Европы
У аварии есть и более отдаленные последствия. Она уже привела к дополнительному росту цен на газ в Европе, а дорогой газ менее доступен домохозяйствам и малому бизнесу. Поэтому многие перейдут на сжигание древесины для отопления или даже для генерации электричества. В Евросоюзе эту твердую биомассу ошибочно относят к возобновляемым источникам энергии, а между тем топка дровами ведет к куда большим выбросам парниковых газов, чем сжигание природного газа. По мере усугубления энергетического кризиса в Европе уже увеличивается спрос на твердую биомассу, а соответственно, ускоряется вырубка лесов.
Впрочем, одновременно дефицит газа заставит европейцев еще более активно вкладываться в альтернативную энергетику, в частности в ускоренное внедрение тепловых насосов и иных современных геотермальных источников тепла, а также в солнечную и ветровую генерацию. Активнее станут внедряться и новые технологии энергосбережения, например, в сфере утепления старых зданий. Принятая летом 2022 года программа энергетического перевооружения Евросоюза «Repower EU» содержит немало подобных мер, которые в условиях дефицита газа становятся только актуальнее. Взрывы на «Северных потоках» ускорят достижение энергетической автономии стран Европы, которая является приоритетом с точки зрения не только экологии, но и национальной безопасности.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора