Ответственность за призыв: почему мобилизация станет проблемой для властной вертикали
Ни поправки к Конституции, ни повышение пенсионного возраста, ни даже само начало «спецоперации»* на Украине — ничего не вызывало такого интереса по-настоящему широких масс, как указ президента от 21 сентября об объявлении частичной мобилизации.
Вдруг выяснилось, что позиция «я не интересуюсь политикой» более не является даже инструментом успокоения и, конечно, не дает никаких гарантий безопасности. А если копнуть глубже, то именно она и привела к невозможности влияния на ситуацию из-за отказа от представительства во власти. Но эта мысль пока приходит немногим, она катализатор борьбы с давлением, для большинства же пока задачи иные — от этого давления убежать.
Масштабы этих эскапистских потоков, скорость принятия решений единовременно огромным количеством людей впечатляют. Это явно не просчитано теми, кто принимал решения, не приняты даже самые элементарные меры противодействия. И это станет главной проблемой для мобилизации, которая пока названа частичной.
Указ небольшой и уже подробно разобран, включая и «секретный седьмой пункт», который не опубликован, но уже якобы добыт СМИ. Поэтому не буду вдаваться в юридический анализ, отмечу лишь, что документ полностью следует законотворческому мейнстриму последних лет. Максимально размытые формулировки, неограниченный простор для толкования его положений в секретных подзаконных актах — инструкциях, разъяснениях, письмах, которые мы никогда не увидим, но действие их будем ощущать системно. Непрозрачность правоприменения прекрасно зарекомендовала себя в правоохранительной практике, пришло время распространить наработки в правовое регулирование военной деятельности. Кстати, именно так называется одна из военно-учетных специальностей — «правовое регулирование военной деятельности».
Остановлюсь на ином. Кто в ответе за мобилизацию?
Перевод стрелок
Важнейшее в указе — ответственность за набор людей возложена на губернаторов. Это пункт восьмой: «Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации».
Разберем этот пункт, как наверняка в первые же минуты после решения о мобилизации его разбирали на совещаниях глав регионов:
- Министерство обороны в лучшей бюрократической позиции из возможных. От него требуется только количество призываемых и сроки призыва. На практике будет выглядеть так: военные дают квоты, ставят сроки и жалуются наверх, если задача не выполнена. Себе контроль — ответственность другому исполнителю.
- Губернатор не имеет никакого влияния на силовые структуры. Все они — федеральные. Главы регионов не участвуют даже в координационных совещаниях по борьбе с преступностью, разве что по каким-то персональным приглашениям. Как в таких условиях губернатор может обеспечить призыв? Поговорить с человеком? Хорошо, это можно, но человека надо сначала разыскать, задержать, привезти на беседу, которая в принципе уже и не нужна, если человек задержан, его можно сразу на мобилизационный пункт. Оперативно-разыскная работа, деятельность участковых уполномоченных полиции, патрульно-постовых служб, таможня и пункты пропуска на границе — все это вне компетенции главы региона. Но без них обеспечить принудительные мероприятия невозможно.
- МВД, ФСБ, Генпрокуратура, Следственный комитет в указе не упомянуты, им поручение оказать содействие главам регионов, принять участие в постоянных межведомственных рабочих группах не дано. Это автоматически исключает ответственность силовиков за призыв.
Как это будет работать
Конечно, все главы субъектов уже пообщались с силовиками. Безусловно, что те уверили их во всемерной поддержке. Не сомневаюсь, что во всех силовых ведомствах уже разработаны и спущены на места планы: участковым усилить, оперативным уполномоченным активизировать, патрульно-постовым службам расширить.
Но вот кто точно детально изучил пункты указа и выдохнул, так это как раз те самые силовики. Все правоохранители читают Telegram-каналы и смотрят ролики на YouTube. Все видят пробки на границе. Все понимают, что какое-то количество мобилизованных из числа инертных граждан наберут достаточно быстро, а вот потом начнутся проблемы. Кто будет виноват? Губернаторы.
Еще одна серая зона — когда именно мобилизованные попадут в зону «спецоперации». Теоретически, а размышляет штабной генералитет именно теоретически, призывают сейчас людей подготовленных — прошедших срочную службу или военную кафедру.
Однако воспоминания о службе в армии или о военной кафедре у многих весьма туманные. Пару раз стреляли, маршировали, слушали каких-то уставших пожилых мужчин в мундирах. Виды гранат, глубина окопов — кому это надо? Воевать же не собираемся?
Генералы же мыслят и докладывают иначе. На их взгляд, безупречно. Вот количество лиц, состоящих в запасе. Вот виды освоенных ими военно-учетных специальностей. Все они готовы одеться, обуться, собраться — и на рубежи. А то и далее. Конечно, скажут генералы, все пройдут подготовку. Какую — могут спросить у них. Надлежащую — ответят генералы.
Одно знаю точно. Все опытные высшие бюрократы сейчас запасаются тоннами бумаг. Планы, справки, докладные, протоколы совещаний, отчеты. На всякий случай. Возможно, потом что-то изменится. Но это потом. Любое «потом» сейчас находится за горизонтами планирования.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.