Новый глава Роскосмоса Юрий Борисов сообщил президенту о решении покинуть проект Международной космической станции (МКС) «после 2024 года». До этого момента сотрудничество в космосе будет продолжаться. Рассмотрим несколько сценариев развития событий после ухода России с МКС. Вероятность их реализации зависит прежде всего от финансовых факторов, хотя административные решения и политическая ситуация также сыграют свою роль.
Сценарий 1. Позитивно-патриотический, или «Россия все делает сама»
Необходимое условие: финансирование в полном масштабе всех запросов «Роскосмоса» в течение 10 лет
Примерная оценка затрат до начала полетов: 0,5-1 трлн рублей
Примерная дата начала полетов: 2028 год
Скорее всего, именно такое развитие событий видится тем, кто принимает сегодня решение об уходе с МКС. Для реализации полноценного проекта Российской орбитальной служебной станции (РОСС) на высокоширотной орбите (68-92°) понадобится полная замена всей пилотируемой инфраструктуры. Этот процесс зависит от развития проекта пилотируемого космического корабля «Орел», который должен стартовать на тяжелой ракете «Ангара-А5П» с космодрома «Восточный». На сегодня ничего из вышеперечисленного не готово.
Пока есть лишь некоторые элементы, которые в будущем можно будет довести до рабочего состояния. Так на РКК «Энергия» производят испытательную модель «Орла», но поскольку корабль изначально разрабатывался для полетов к Луне, на околоземной орбите его использование избыточно. Для адаптации его к полетам на РОСС «Роскосмос» предусмотрел специальную модификацию корабля — «Орленок», — но она пока не проведена. Саму станцию РОСС планируется создавать на базе частично изготовленного Научно-энергетического модуля (НЭМ), который первоначально планировался к запуску на МКС. Однако он не готов выполнять роль базового блока отдельной станции, и его тоже придется либо переделывать, либо создавать второй такой же, но с другой «начинкой». Учитывая, что НЭМ должен был пристыковаться к МКС еще в 2016 году, и до сих пор даже не изготовлен, можно ожидать и дальнейшие задержки проекта.
Под «Ангару», в свою очередь, придется развернуть необходимое оборудование для пилотируемых запусков с космодрома «Восточный», а это не только возводимая сегодня пусковая площадка, но и дополнительные элементы для погрузки космонавтов в корабль, подготовки его к запуску.
Данный сценарий предполагает полный отказ от эксплуатации космодрома Байконур и перевод всей космической деятельности «Роскосмоса» на территорию России.
Сценарий 2. «Бюджетный»
Необходимое условие: добрососедские отношения с Казахстаном для сохранения доступа к Байконуру
Примерная оценка затрат до начала полетов: 100-300 млрд рублей
Примерная дата начала полетов: 2025 год
Для ускорения создания собственной станции и начала ее эксплуатации можно воспользоваться доступными на сегодня средствами: космодромом Байконур, кораблями «Союз» и даже Международной космической станцией.
Состав МКС недавно пополнили два российских модуля: «Наука» и «Причал». Их можно использовать для начала строительства самостоятельной станции. Для этого достаточно запустить и пристыковать к ним модуль НЭМ, который вполне реально достроить к 2025 году в том виде, в каком он готовился к 2016-му. Затем НЭМ стыкуется к «Причалу», а потом все три модуля отделяются от МКС и отправляются в самостоятельный полет. Получившаяся конструкция не станет полноценной долговременной обитаемой станцией, и к ней будут возможны только экспедиции посещения, но она уже вполне может считаться национальной космической станцией, похожей на ту, которую сейчас имеет Китай.
Казалось бы, проблемы решены, но не все. Одно из неудобств, с которым приходилось мириться россиянам на МКС, — это то, что станция практически не летает над Россией из-за низкого наклонения орбиты в 51°. Под углом наша страна доступна для обзора, но вести полноценные исследования и картографию можно только когда наблюдатель находится точно над объектом наблюдения, а не в стороне. Новую станцию логичнее было бы запускать так, чтобы извлекать из нее максимум выгоды — и научной, и коммерческой и военной. А изменить орбиту российских модулей хотя бы на несколько градусов уже невозможно, даже если отделить их от МКС, они все равно будут летать в одной орбитальной плоскости.
Вторая, вероятно ключевая, сложность такого сценария — полная зависимость такой РОСС от Казахстана. Казахстан волен разрешать или запрещать запуски со своей территории. И если сегодня он не заинтересован вставлять палки в колеса российско-американскому проекту МКС, все может измениться, когда Россия останется одна. Пожалуй, единственной возможностью обеспечить надежность полетов с Байконура — это включение Казахстана в качестве полноправного партнера и владельца РОСС, но тогда это будет уже РКОСС, и о ее военном применении придется забыть.
Можно адаптировать под пилотируемые запуски на «Союзах» и космодром «Восточный», но старты с него на орбиту МКС будут подвергать опасности экипажи, так как в случае аварии придется садиться в Охотском море.
Кроме того, такой сценарий не выгоден «Роскосмосу», поскольку не обещает заметного увеличения финансирования для реализации программы.
Сценарий 3. Пессимистичный
Необходимые условия: дальнейшее ухудшение отношений с Западом, экономический спад, ужесточение санкций
Примерная оценка затрат: 10-50 млрд рублей
Примерная дата начала полетов: никогда
«Роскосмос» может какое-то время продолжать делать вид, что ведет работы над РОСС, и даже верить в это. Но поскольку к 2025 году не будет готов НЭМ и другая инфраструктура, то, скорее всего, будет принято решение приостановить пилотируемые полеты на несколько лет. Конечно, под благовидным предлогом — чтобы высвободить ресурсы для развития прикладной космонавтики, то есть связи, навигации и дистанционного зондирования Земли.
Паузы в пилотируемых полетах крайне вредны для всей наземной космической промышленности и инфраструктуры. Невостребованные специалисты увольняются или переводятся на другие направления, промышленные мощности также перестраиваются под другие задачи. Через несколько лет возвращение в исходную точку практически невозможно, и единственный способ возобновить все полеты — создание полностью нового космического комплекса с промышленностью, стартовыми системами и наземной поддержкой, то есть возвращение к первому сценарию.
Если в момент «перестройки» что-то пойдет не так, то это чревато потерей всей пилотируемой космонавтики.
Во всех трех сценариях для партнеров России по МКС не должно произойти существенных изменений. Единственное, что потребуется NASA, чтобы заместить российский сегмент МКС, — это двигательный модуль, который будет обладать возможностями модуля «Звезда». Это может быть один из модернизированных космических кораблей типа Dragon или Cygnus или специально произведенный модуль. В остальном МКС сможет действовать до 2030 года или дольше, в зависимости от ее технических возможностей и желания партнеров проекта.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора