К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо

Платиновый юбилей правления королевы Елизаветы II (Фото Dan Kitwood / Getty Images)
Платиновый юбилей правления королевы Елизаветы II (Фото Dan Kitwood / Getty Images)
В метавселенной хорошо живется тем, кто этот факт осознает и делает из него выводы. Внимательный взгляд вокруг показывает, что все мы, оказывается, давно там и живем и потому должны это обстоятельство учитывать в своей работе, да и просто в жизни, считает директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант

В начале июня этого года в Великобритании отмечали платиновый юбилей (70-летие) правления королевы Елизаветы II. На торжественной церемонии по улицам Лондона проехала золотая карета — тот же самый экипаж, в котором в 1953 году юная королева отправилась на коронацию. Зрители, собравшиеся на улицах города, видели за стеклом улыбающееся лицо молодой Елизаветы, а журналисты массово нарекли этот цифровой образ голограммой, хотя многие специалисты усомнились в технической корректности такого определения. Так или иначе, это сочетание традиционной церемонии, древнего материального артефакта и высокотехнологичного цифрового аватара отлично иллюстрирует тезис, который многим кажется странным, хотя он очень полезен и для продуктивности бизнеса, и для адекватности восприятия мира — мы уже давно живем в метавселенной, которую маркетологи, футурологи и журналисты нам пытаются продать как еще только наступающее будущее.

Споры вокруг определения метавселенной бурлят уже почти год — с тех пор, как Цукерберг своими заявлениями и действиями превратил этот слово из литературной фантазии в популярный и уже почти бытовой термин. Многие маркетологи и эксперты, особенно из игровой индустрии и создателей устройств дополненной реальности, пытаются просто наклеить новую этикетку на виртуальную реальность и тем самым поднять ценник на свои связанные с ней разработки. Ярким примером служит определение метавселенной в «Википедии», где в первом абзаце слово «виртуальный» встречается трижды.

В то же время в профессиональном сообществе, в отличие от массовой прессы, метавселенную предпочитают рассматривать как более широкую концепцию, описывающую суперпозицию материальной и цифровой сторон нашего мира. Именно поэтому все популярнее становится термин «индустриальная метавселенная», описывающий глубоко цифровизованные промышленные предприятия, трансформацию информационных технологий в операционные, возрастающую роль цифровых двойников оборудования и процессов, цифровую культуру материального производства.

 

Если под таким углом взглянуть на окружающую нас жизнь — хоть на работе, хоть дома — окажется, что, сами того не замечая, мы давно живем в метавселенной. Это немного напоминает сложившуюся несколько лет назад ситуацию со взрывной популярностью термина «искусственный интеллект», когда нам массово начали рассказывать про ИИ как будущее информационных технологий. Но при внимательном рассмотрении оказалось, что все мы уже ежедневно привычно пользуемся продуктами, основанными на машинном обучении, том самом ИИ. Поиск в интернете, рекомендации стриминговых сервисов, антиспам в почте, прогноз погоды, голосовые помощники — все это сервисы, под капотом которых уже довольно много лет трудятся могучие алгоритмы ИИ, и мы не очень задумываемся,  что с этим ИИ мы фактически общаемся ежедневно, причем общение это двунаправленно: наши действия снабжают ИИ новыми данными, а мы пользуемся результатами работы ИИ-алгоритмов.

А где же мы видим метавселенную в повседневной жизни? Вот несколько примеров. В онлайновом книжном магазине нормой стало наличие и цифровой, и бумажной версий: отсутствие любой из них у какой-то части пользователей вызовет сильное недовольство. Поэтому книга — уже простейший объект из метавселенной, в норме она существует и на цифровой, и на материальной сторонах нашего мира. Наш любимый журнал Forbes временно исчез с материальных полок, но отнюдь не умер — на цифровой стороне его жизнь продолжается, раз вы это сейчас читаете.

 

Еще один яркий пример — деньги, и речь совсем не о криптовалюте. Привычные деньги давно и успешно служат нам на обеих сторонах метавселенной: мы покупаем вполне материальные блага без использования физической наличности и в то же время можем в виртуальном мире заработать вполне толстую пачку банкнот для трат в мире материальном. Если немного задуматься, то окажется, что и банкоматы, и QR-коды на материальных носителях являются, если воспользоваться художественным языком, порталами между двумя сторонами мира, и пользуемся мы ими давно и непринужденно. Но почему-то про такой обыденный облик метавселенной журналисты не пишут.

Даже такой внешне простой повседневный сервис, как прогноз погоды, на деле знакомит нас с метавселенной. Когда мы смотрим на карту осадков в настоящий момент или в прошлом, мы обращаемся к базе данных материального мира — что нам сообщали метеорадары о фактическом дожде сейчас или час назад. Но когда мы в этом же интерфейсе смещаем бегунок времени в будущее, мы начинаем общаться уже с цифровым двойником тучи, и именно этот сложный виртуальный продукт на основе машинного обучения сообщает нам о том, где будет лить через полчаса. В интерфейсе (и у нас в голове!) этот переход от наблюдения за материальной тучей к общению с ее цифровым двойником гладок и совершенно незаметен.

В чем смысл такого взгляда на жизнь вокруг и какая от него практическая польза? Может, это просто игра слов? На мой взгляд, есть как минимум два важных ответа. Первый касается дизайн-мышления при создании любых новых продуктов. Полезно с самого начала осознавать, что в нашем мире любой продукт так или иначе существует и на цифровой, и на материальной сторонах, поэтому его представление и функции должны быть заранее продуманы. Зачастую на цифровой стороне для материального продукта можно создать что-то более интересное и богатое, чем просто цифрового двойника, а взаимодействие с потребителями на обеих сторонах может обеспечить конкурентное преимущество. А для цифрового продукта его представительство в материальном мире может обеспечить не только яркую коммуникацию с материальными пользователями, но и неожиданные интеграции.

 

Второй ответ менее очевиден и касается образования. Если наша жизнь протекает в метавселенной, если мы регулярно погружены в суперпозицию материального и цифрового миров, то и изучение цифровой стороны столь же важно, сколь изучение стороны материальной. Информатика перестает быть профориентационной дисциплиной, которой ее принято считать, а становится одной из наук о мире вокруг — наряду с физикой, химией или биологией. Знание принципов функционирования цифровой стороны, существующих на ней правил и законов не менее важно для успешной и счастливой жизни, чем понимание предметного мира вокруг нас. Большинство из нас ничему такому не учили, но учиться никогда не поздно.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+