Глеб Белавин, заместитель гендиректора УК MLP: «Перестаньте смотреть на таблички»
Любой экономический цикл, какого бы масштаба он ни был, имеет общие правила. И то, где мы сейчас находимся, — одно из фундаментальных проявлений движения такого цикла. Нельзя сказать, что это было неожиданно. Мы как крупнейший девелопер складов класса А работаем уже давно, прошли не один кризис, из предыдущих всегда выходили с определенным опытом, с новым багажом знаний. И в какой-то мере к текущей ситуации подошли уже подготовленными.
Даже в тучные 2000-е годы, когда цены на нефть зашкаливали, мы немного с опаской смотрели на безудержное развитие бизнеса. И в 2020–2021 годах определенные сферы бизнеса развивались безудержно, в первую очередь онлайн-торговля. Их бурное развитие спровоцировало ту ситуацию, которую мы наблюдали до недавнего времени: ставки — «в небо», вакансия — в обратную сторону. Это происходило буквально два года в рамках 15-летнего цикла. Что же такого произошло за эти два года, что мы решили слетать в космос? Наверное, позже мы выясним фундаментальные причины, но факт остается фактом: мы полетели сначала вверх, и тут резко развернулись и движемся в исходное направление.
Всякий раз, когда происходят подобные кризисные явления, многие вспоминают про время возможностей, но поступают с точностью до наоборот: бизнес начинает резать косты, избавляться от всех жировых прослоек. Текущий период в России не исключение. Я считаю, что в моменте это неправильно. Переждать не выйдет. Фокуса «сели — полетели» в ближайшие несколько лет не получится.
Произойдет ряд структурных изменений в экономике, которые не позволят вернуться к привычному за несколько десятилетий состоянию. И остается короткий промежуток времени, когда можно произвести некие изменения в бизнесе, которые позволят «всплыть», но уже в той, в новой, реальности, которая сейчас только формируется. Каждому игроку рынка нужно быть подготовленным к ней. Грубо говоря, если раньше вы марафон бегали спокойно, то сейчас его надо пробежать со спринтерской скоростью. Не каждому человеку это по силам, и тем более не каждый бизнес сможет такой вызов преодолеть и выйти из него с достоинством.
Многие вспоминают 1990-е, вещевые рынки и все такое. Этого тоже не будет, это просто уже невозможно при нынешней структуре экономики. Так что нам нужно прежде всего смотреть на «болевые точки», которые в течение «операционной деятельности» всегда вылезают, а в кризисы, как любая «хроника», проявляются в более обостренной фазе. И, зная их, работать с этим.
Прежде всего, конечно, нужно менять сам подход. Руководителям и владельцам компаний рекомендация очень простая: перестаньте смотреть на таблички, начинайте смотреть сквозь них — что же на самом деле вам пытаются в этих табличках преподнести. Последние несколько лет было модно красиво отчитываться перед руководителями, показывать суперэкономику, демонстрировать, как все здорово. И единственное, что можно сделать сейчас: смотреть на болячки, подвергать критике все, что попадается на глаза, и прежде всего данные, которые из месяца в месяц, из года в год приносились в табличках. Поверьте мне, много интересного можно узнать, вникнув глубже.
Текст подготовлен на основе материалов выступлений на Форуме «Ретейл в России: новая точка отсчета»