К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Задача для инвестора: как правильно перенести производство в Китай

Фото Zhai Huiyong / VCG via Getty Images
Фото Zhai Huiyong / VCG via Getty Images
Санкции ограничили рынки сбыта сырья и готовых изделий для российских компаний. В поиске решения многие обращают взгляды на Восток, и в частности на Китай. О чем при этом следует помнить, рассказывает профессор бизнес-практики EMBA «Сколково», генеральный директор EKF Group (Китай) Егор Переверзев

В условиях санкций российские производственные компании оказались отрезаны от многих иностранных товаров и услуг, а также рынков. Самый сильный эффект ощущают высокотехнологичные предприятия: электроника, телекоммуникации, дата-центры. Непростые времена переживает также переработка сырья — например, деревообрабатывающая отрасль лишилась рынков в Европе, а отрасль упаковки осталась без необходимой технологической поддержки американских и европейских компаний. Выходом для российского бизнеса могут стать комбинаторные стратегии переноса производства в другие регионы.

Разделение операций

Не существует идеальных стран для производства. Даже Китай не в состоянии удовлетворять всем возможным критериям. Например, в поиске более низкой стоимости труда компании из сферы легкой промышленности частично переносят операции из КНР в Бангладеш, а производители электротехники проявляют интерес к Эфиопии. Любое такое решение имеет комплексный характер: развитая индустрия фурнитуры есть только у Китая, он же контролирует мировое производство и окраску многих видов тканей, поэтому пока в Бангладеш отшивают только простые изделия. Трудоемкое массовое производство чаще всего выгодно организовывать в таких странах, как Мексика, Индия или Малайзия. Про Китай говорят, что ни одна из современных стран не может целиком заменить его как мировую фабрику, но это могут сделать несколько стран вместе.

Китай поощряет размещение у себя капиталоемкого производства в среднем и высоком ценовом сегменте. Нет сомнений, что для таких предприятий он и в будущем продолжит создавать выгодные условия. Что касается трудоемких массовых производств, то они уже не так нужны Китаю с точки зрения поддержания темпов экономического роста. В недалеком будущем подобные производства будут активно переноситься либо в отдаленные провинции КНР, либо в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Эту следует учитывать, планируя глобальное размещение своих производственных активов.

 

Сила кластеров

Исторически производство в Китае развивалось с учетом региональной специфики: тяжелое машиностроение и кораблестроение на северо-востоке, электротехника и легкая промышленность в юго-восточных районах, электроника и пластики — на юге. Причин формирования таких кластеров много, от давних ремесленных традиций до эффектов плановой экономики и прихотей иностранных инвесторов. Кластеров десятки, и многие из них дополняют друг друга по принципу рынка (внутренний — глобальный) или качества (высокое — низкое).

За десятилетия Китай сумел создать промышленные кластеры, которые во много раз превосходят производственные возможности даже крупных стран. Этот эффект, помноженный на многолетний рост производительности, привел к тому, что сегодня Китай производит большую часть персональных компьютеров,  мобильных телефонов и солнечных батарей в мире. Возможностями кластеров пользуется большинство мировых промышленных гигантов — от GE до Schneider Electric.

 

Российскому производителю кластеры дают широкие возможности в области вертикальной трансграничной интеграции, когда, например, сырье и комплектующие производятся в России, а продукт с высокой добавленной стоимостью — уже в Китае. Готовую продукцию можно реэкспортировать с минимальными налогами, а потенциальный риск санкций для такого производства будет существенно ниже, чем в России. Дополнительно уменьшить риски можно за счет создания совместного предприятия с местными участниками.

Поддержка властей

Если в 2010-е ключевой задачей всех китайских провинций был экономический рост, то сегодня картина усложняется. Губернаторы ориентируются на выполнение KPI, причем в списке более 40 показателей. Помимо «роста любой ценой», требуется стимулировать производительность труда, увеличивать добавленную стоимость. Все это вынуждает региональные правительства искать предпринимателей, способных не только массово производить, но и развивать технологии, создавать бренды и эффективно экспортировать продукцию. Некоторые из этих задач в последние годы успешно решали российские производители.

Если знать проблемы и задачи, которые стоят перед китайскими местными властями, можно предложить выгодное решение и получить поддержку в виде земли, помещений, налоговых льгот, дешевого лизинга или даже поддержки экспорта. С кредитованием сложнее, но и здесь можно найти решение: через взаимодействие с локальными правительствами, поиск китайских партнеров, создание ценных активов в регионе или привлечение частного капитала.

 

Рынок труда

Один из главных промышленных секретов Китая — неустанный рост производительности, что было бы невозможно без постоянного повышения квалификации китайских рабочих. Например, по наблюдениям EKF Group, на отечественной сборочной линии для электротехнических изделий российский сборщик собирает до 250 модульных выключателей в день, а его китайский коллега за то же время — 800.

Китай выпускает много инженеров, которых относительно легко нанять. Как правило, китайские инженеры имеют большой опыт работы с самыми передовыми мировыми технологиями и оборудованием, они неплохо владеют английским языком и не требуют заоблачных зарплат. В северных или юго-западных районах страны ежемесячная зарплата инженера с пятилетним опытом работы редко превышает 100 000–120 000 рублей. Начинающие зарабатывают вдвое меньше. В более развитом восточном районе зарплаты могут быть выше в полтора-два раза. По этой причине многие китайские и иностранные компании переносят свои производства на юг и запад КНР. Российскому бизнесу стоит присмотреться к приграничным с Россией северным районам Китая — провинциям Цзилинь и Хэйлунцзян.

Глобальные возможности

В основе китайского экономического чуда лежат глобализация и стабильность. В начале пандемии многие иностранные предприятия задумывались о переносе производств из Китая ближе к потребителю, но мало кому удалось это сделать. По опросу McKinsey, лишь 15% компаний приступили к переносу производств в 2021 году, хотя годом ранее о подобных планах заявляли около 40% опрошенных. Причины расхождения планов и дел понятны: Китай — крупнейший и единственный сейчас рынок с растущим, а не падающим внутренним потреблением. Здесь прозрачное регулирование в сфере логистики и внешней торговли, высокий уровень развития инфраструктуры: например, на территории Китая располагается семь из 10 крупнейших мировых портов.

Российский бизнес понимает перспективность Китая как глобальной торгово-производственной площадки и расширяет  операции своих экспортных компаний на китайском рынке. Уверен, что в ближайшем будущем число таких игроков будет только расти.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+