К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Орбитальный таран: что стоит за отказом США от противоспутниковых ракет

Ракета-носитель с разгонным блоком со спутниками стартует со стартовой площадки космодрома (Фото Reuters)
Ракета-носитель с разгонным блоком со спутниками стартует со стартовой площадки космодрома (Фото Reuters)
США объявили, что отказываются от испытаний ракет, поражающих спутники. Не исключено, что Америка решила сделать ставку на другие виды противоспутникового оружия. Какова перспектива звездных войн на орбите Земли?

Вице-президент США Камала Харрис заявила, что Соединенные Штаты отказываются от испытаний противоспутникового оружия прямого взлета (direct ascent anti-satellite weapon). Так называются ракеты, предназначенные для уничтожения спутников.

Госпожа Харрис призвала другие страны последовать примеру США. Она обратила внимание, что любые обломки спутников представляют собой опасный космический мусор. Он угрожает работе мирных космических аппаратов и даже жизни астронавтов, отметила вице-президент.  

Нынешние заявления выглядят жестом благоразумия. Но есть важный нюанс: речь в них идет только о противоспутниковых ракетах. Есть и другие методы уничтожения космических целей. Например, некоторые вполне мирные аппараты можно в любой момент превратить в «убийцы спутников». Особенно удобны для этого рои микроспутников вроде Starlink.

 

 Между тем США много лет отказываются от заключения договора, запрещающего размещение оружия в космосе и поражение космических целей с Земли.

Призраки холодной войны

История противоспутникового оружия (ПСО) началась одновременно с историей спутников. И СССР, и США опасались появления орбитальных бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Сегодня разработку ПСО стимулирует в основном соблазн оставить противника без связи, разведки и навигации.

 

Отметим, что создание ПСО исторически тесно связано с противоракетной обороной. Межконтинентальная баллистическая ракета большую часть пути проводит в космосе. Ее боеголовка — это своеобразный космический аппарат, и от ее перехвата один шаг до стрельбы по спутникам. Впрочем, ни первую, ни вторую задачу нельзя назвать простой.

Первой страной, развернувшей противоспутниковое оружие, стали США. В рамках «Программы-505» была создана ракета-перехватчик на базе противоракеты DM-15S. В 1962-1963 гг. она совершила восемь испытательных пусков по космическим целям, после чего и была принята в опытную эксплуатацию. Правда, ракета ни разу не попала точно в спутник. Но поскольку в боевой версии она должна была нести ядерный заряд, достаточно было и сближения с целью. Московский договор 1963 года, запретивший ядерные взрывы в космосе, помешал США испытать это оружие в полном объеме.

Впрочем, уничтожать компактный и беззащитный спутник ядерным взрывом значит стрелять из пушки по воробьям. При достаточной меткости можно обойтись даже без обычной взрывчатки. Спутники движутся по орбите с огромной скоростью, и удар «тупым тяжелым предметом» для них фатален.

 

Советский «Истребитель спутников» (ИС) имел не ядерную, а осколочную боевую часть. Запуски прототипов ракеты начались в 1963 году, а первый успешный перехват космической цели произошел через пять лет. Комплекс стоял на боевом дежурстве с 1979-го по 1993 гг. США же впервые поразили космическую цель только в 1985 году. 

Демонстрации на орбите

Еще в 1980-х годах СССР предлагал выработать договор, запрещающий нанесение ударов со спутников по Земле и с Земли по спутникам. Эта инициатива не встретила понимания.

Вновь эту тему подняла уже Россия. На 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году Москва предложила начать работу над соответствующим документом. На инициативу откликнулся Китай.

Между тем в 2006 году США утвердили Национальную космическую политику, провозглашавшую, что «свобода действий в космосе так же важна для Соединенных Штатов, как военно-воздушная и морская мощь». Это был ясный сигнал, что сверхдержава не собирается ограничивать себя подобным договором.

В ответ Китай продемонстрировал, что свобода действий в космосе есть не только у США. В 2007 году он испытал собственное противоспутниковое оружие. Китайская ракета уничтожила устаревший метеорологический спутник на рекордной по сей день высоте 850 км. Спутники-шпионы работают на более низких орбитах, так что являются еще более удобными мишенями.

 

Возможно, в Пекине рассчитывали, что эта демонстрация силы сделает США сговорчивее. В феврале 2008 года на Конференции по разоружению был официально представлен российско-китайский проект договора о запрете космического и противоспутникового оружия.

Всего через несколько дней после этого Соединенные Штаты тоже уничтожили спутник ракетой. Правда, представители США отрицали, что речь идет об испытании оружия. Они ссылались на то, что на борту неисправного аппарата оставалось около 450 кг токсичного топлива. Уничтожение спутника гарантировало, что ядовитый «подарок» не упадет никому на голову. Это, конечно, так, но в общей канве событий подобные стрельбы не выглядят гуманитарной акцией. Разумеется, организовать их за несколько дней было бы невозможно, но кто сказал, что подготовка российско-китайского документа была секретом для США?  

Между тем мирная инициатива жила своей жизнью. После шести лет обсуждений с представителями разных стран появился обновленный проект «Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов». Однако Соединенные Штаты вновь уклонились от его подписания.

Тогда по пути Китая пошла Индия, испытавшая в 2019 году собственную систему ПСО. Россия присоединилась к этой теплой компании только в ноябре 2021 года, уничтожив советский спутник «Целина-Д».

 

Войны роботов

Итак, за последние 15 лет противоспутниковые ракеты испытали чуть ли не все космические державы. И вот теперь США объявили, что выходят из этой игры во имя чистоты космоса.

Действительно, каждое разрушение спутника порождает множество фрагментов космического мусора. Орбитальные скорости превращают эти обломки в пули и ядра, опасные для спутников и космических кораблей. Избавиться от такого мусора невозможно: технологии его уборки находятся в зачаточном состоянии. Остается ждать, пока он сам упадет на Землю. А это занимает десятилетия, даже если спутник был разрушен на низкой орбите. Самоочищение же высоких орбит не произойдет ни за какое обозримое время.

Однако заметим: США не заявляли, что их военные никогда не будут превращать спутники в космический мусор. И тем более не подписывали никаких обязывающих документов, от чего они уклоняются много лет. Речь шла только о противоспутниковых ракетах. Между тем это не единственный способ уничтожить спутник.

Примером тому деятельность компании SpaceLogistics LLC, «дочки» известного производителя космической техники и оружия Northrop Grumman Corporation. С 2020 года SpaceLogistics предоставляет невиданную прежде услугу: «буксировку» спутников связи, исчерпавших запасы топлива. Специальный аппарат Mission extension vehicle (MEV) стыкуется с «подопечным» и берет на себя управление его орбитой и ориентацией. Это позволяет продлить эксплуатацию очень дорогого спутника еще на несколько лет.

 

Безопасно пристыковаться к спутнику (не рассчитанному, кстати, ни на какие стыковки) — крайне сложная задача. Куда более сложная, чем врезаться в него на большой скорости и привести в негодность. И коль скоро инженеры Northrop Grumman успешно решают первую, было бы странно полагать, что они не справятся со второй.

«Любой космический аппарат, способный сближаться со спутниками в автоматическом режиме, можно использовать как противоспутниковое оружие. Современные технологии позволяют развязать на орбите войну роботов, и с этим необходимо считаться», — отмечает заведующий лабораторией беспилотных летательных аппаратов МФТИ Александр Родин.

Конечно, MEV — штучный и дорогой товар. Но в качестве орбитальных таранов можно использовать куда более дешевые микроспутники. Пример — сеть спутников связи Starlink. «Старлинков» в околоземном пространстве так много, что они угрожают другим аппаратам, даже мирно следуя по своим орбитам. Во избежание ДТП каждому микроспутнику приходится маневрировать. В этом он полагается на бортовой компьютер и передаваемые с Земли данные о положении окрестных спутников.

Когда же численность группировки достигнет планируемых 42 000 штук, автономных маневров каждого «Старлинка» станет недостаточно. Вероятно, всем роем будет управлять с Земли единая вычислительная система, стремящаяся минимизировать вероятность столкновений. Достаточно сменить ему задачу с «минимизировать» на «максимизировать», и рой превратится в эффективное оружие.

 

Впрочем, в космической войне можно обойтись и без разрушительных столкновений. Создавать облака мусорной «шрапнели» на самых востребованных орбитах — действительно плохая идея. Если мусора станет слишком много, он начнет лавинообразно «размножаться», ведь каждое столкновение с мусором порождает новый мусор. Так мы можем остаться вообще без спутников, в том числе и мирных, и даже без возможности запустить новые.

Как вывести космический аппарат из строя без механического разрушения? Например, сжечь его датчики лазерным лучом. Или задействовать средства радиоэлектронной борьбы. У экспертов предостаточно идей по этому поводу. И можно только гадать, какие из них успели переместиться со страниц аналитических статей в военные лаборатории, а то и в околоземное пространство.

Человечеству нужны не заявления отдельных стран об отказе от испытаний отдельных видов оружия. Нужен договор, запрещающий любые боевые действия в космосе и против космоса. Иначе мы рискуем столкнуться с новой гонкой вооружений со всеми вытекающими последствиями.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+