8 апреля Банк России неожиданно снизил ключевую ставку с 20% сразу до 17% — без дополнительных объявлений и заявлений. Рынок ожидал примерно такого решения, но большинство участников рассчитывали, что это будет сделано на регулярном заседании 29 апреля.
Валютный приток
Многие увязывают действия ЦБ со слишком быстрым укреплением рубля на бирже, потенциально опасным для бюджета, еще до ужесточения санкций сверстанного из расчета 72 рубля за доллар, а также для экспортеров. В отличие от ситуации, существовавшей до конца февраля, сейчас у Банка России ограничены ресурсы для прямых интервенций, зато из-за возвращения обязательной продажи экспортной выручки приток валюты может стать неуправляемым. При этом импорт сокращается из-за разного рода эмбарго и разрыва цепочек поставок. Граждане и компании, не связанные с импортом, не создают спрос на доллары и евро, так как отключены от рынка наличной валюты и обложены заградительной пошлиной на безналичном рынке. А нефинансовые причины, повлекшие введение чрезвычайных мер, никуда не делись, поэтому сразу отменять ограничения нельзя. Именно поэтому в пресс-релизе выбрана достаточно мягкая форма указания на ожидания ЦБ — что называется «попробовать водичку».
Регулятор наверняка понимает, что резкий подъем ставки до 20% стабилизировал рынок, но душит любую кредитную активность — и для бизнеса, и, например, на ипотечном рынке. Кредитные каникулы и фиксация плавающих ставок сработают не сразу, а информация о происходящем в российской экономике указывать на необходимость ослабить «смирительную рубашку». Снижение ключевой ставки уже повлияло на рынки ОФЗ и корпоративного долга, где ставки упали весьма существенно. Нерезиденты не имеют возможности выводить деньги, а многие — и проводить операции, но и в более спокойное время здесь доминировали российские инвесторы.
Аккуратное регулирование
В последнее время мы видим, что ЦБ снимает ограничения, введенные в конце февраля — начале марта, например, на перечисление безналичной валюты на свои зарубежные счета. Регулятор отменил комиссию на покупку валюты на бирже, отказался от фиксации цен на золото, что имело смысл при курсе 96 рублей за доллар, но не на фоне укрепления рубля. Оставался вопрос с запретом на покупку гражданами наличных долларов и евро, но спрос на эту услугу в условиях сильного падения выездного туризма не столь велик. С другой стороны, российские власти — не только ЦБ — сейчас стараются минимально затрагивать интересы частных лиц, поскольку погоду в экономике делают банки и корпорации, а ограничения, налагаемые на граждан, лишь усиливают напряжение в обществе. Поэтому логично, что в день снижения ставки ЦБ еще и ослабил ограничения на покупку наличной валюты.
Ключевой вопрос для перспектив валютного рынка — как регулятор будет справляться с непредсказуемым потоком экспортной выручки? Министр финансов Антон Силуанов уже выступил с анонсом мер по повышению предсказуемости курса — и, судя по всему, речь не идет об устаревших и неэффективных методах, вроде фиксации курса или «валютного коридора». Возможным вариантом представляется привязка нормативов обязательной продажи валютной выручки к объемам экспорта и импорта и ситуации на рынках — предсказуемым на отрезке в несколько недель факторам — как в свое время экспортная пошлина на нефть варьировалась в зависимости от ее цены на мировом рынке. В этом случае можно будет регулировать потоки без лобового вмешательства в торги и резких колебаний курса. В перспективе, особенно если не будет вариантов смягчения санкций против Банка России, возможно стимулирования операций в «дружественном» юане — для чего потребуется согласие Народного Банка Китая и, конечно, время на разработку нового инструментария.
Хорошая новость на общем негативном фоне состоит в том, что высокие экспортные цены позволяют не применять наиболее вредные для экономики меры и регулировать рынок в более адекватном режиме. Как минимум, финансовые власти не собираются строить новую реальность с запретом на оборот валюты, о чем много говорилось в последнее время. Чрезвычайные меры пока оказываются действительно временными — опровергая известную поговорку про их постоянство.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора