Понять и простить: к чему приведет четвертый сезон амнистии капиталов
Амнистия капитала как способ добровольного декларирования зарубежных заграничных активов впервые была объявлена в 2015 году. С тех пор уже было завершено три этапа амнистии.
Новый, четвертый этап был встречен с осторожным интересом. Возможность подать специальную декларацию предусмотрена до 28 февраля 2023 года, так что у потенциальных декларантов есть возможность осознанно подойти к решению вопроса и трезво оценить плюсы и минусы.
Что можно задекларировать
Четвертый этап амнистии капиталов имеет свои особенности. Как и раньше, задекларировать можно имущество (включая недвижимость, транспортные средства, акции и доли организаций), контролируемые иностранные компании (КИК), а также счета в иностранных банках. При этом все денежные средства и финансовые активы, размещенные на декларируемых счетах, должны быть переведены на счета, открытые в российских финансовых институтах.
Новшеством четвертого этапа стала возможность задекларировать наличные денежные средства, однако, как и в случае со счетами и транспортными средствами, их нужно перевести в Россию, то есть зачислить на российский счет в течение 30 дней после подачи специальной декларации (в противном случае гарантии в отношении данных наличных средств предоставляться не будут).
Какие гарантии
Аналогично предыдущим этапам амнистии капиталов предполагается, что декларанты будут освобождены от ответственности за действия, совершенные до 1 января 2022 года в связи с приобретением, использованием или распоряжением декларируемым имуществом.
Декларанты могут освобождаться, в частности:
- от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также таможенных платежей и иных пошлин;
- от административной ответственности за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и за нарушение валютного законодательства при совершении валютных операций и зачислении денежных средств на иностранные счета;
- от ответственности за налоговые правонарушения.
При принятии решения об участии в амнистии капиталов также важно тщательно проанализировать перечень правонарушений (преступлений), от ответственности за которые будут освобождаться декларанты, а также учитывать иные особенности.
Что еще иметь в виду
Тем, кто рассматривает возможность перевода своих активов в Россию, важно принять во внимание пакет поправок в Налоговый кодекс, принятых в конце марта 2022 года.
Эти поправки предполагают, что в 2022 году физические лица могут получить в личную собственность от своих КИК любое имущество (имущественные права), кроме денежных средств, без обязанности по уплате НДФЛ.
При этом НДФЛ к уплате не возникнет независимо от того, каким образом имущество было получено в собственность (например, куплено или получено при ликвидации компании).
Рассмотрим на примере
Господин K. — состоятельный российский бизнесмен со статусом валютного и налогового резидента России. Помимо операционных активов в России, у него есть кипрская компания, владеющая инвестиционным портфелем. Он также является учредителем иностранного траста, бенефициарами которого назначены члены его семьи. Еще господин К. владеет недвижимостью в разных странах, которая сдавалась в аренду. Арендные платежи зачислялись на его счет, открытый в британском банке.
Предположим, что господин К. принял для себя решение максимально сократить количество иностранных элементов в структуре. Чем в данном контексте ему может быть полезна амнистия капиталов и нововведения в российском налоговом законодательстве?
Прежде всего господин К. может получить имущество, принадлежащее кипрской компании, в личную собственность без дополнительного НДФЛ к уплате. Главные условия — господин К. должен был быть контролирующим лицом такой компании в соответствии с российскими правилами КИК на 31 декабря 2021 года, а передаваемое ему имущество было в собственности у этой компании по состоянию на 1 марта 2022 года.
Для целей применения освобождения от уплаты НДФЛ способ передачи имущества от КИК неважен, однако мы рекомендуем проанализировать данный вопрос дополнительно, в том числе с точки зрения налоговых последствий, которые могут возникнуть на уровне КИК.
В такой ситуации важно учитывать дополнительные факторы, в том числе:
- недавние изменения в российском законодательстве в отношении, в частности, сделок с иностранными лицами и осуществления расчетов;
- налоговые последствия и регуляторные вопросы в иностранных юрисдикциях (в том числе там, где расположена недвижимость и где зарегистрирована КИК);
- иные ограничения, которые действуют за рубежом и на практике могут существенно затруднить перевод активов в Россию.
Господин К. также может получить имущество от траста (как от иностранной структуры без образования юридического лица) без обязанности по уплате НДФЛ. При этом необходимо отметить, что вопрос получения имущества из траста в личную собственность может понадобиться прорабатывать дополнительно, в том числе с учетом состава бенефициаров, положений законодательства юрисдикции, по праву которой создан траст, а также того, как сформулированы документы данного траста.
Наконец, господин К. может включить в специальную декларацию свой зарубежный счет, на который он зачислял денежные средства, полученные от сдачи недвижимости в аренду. В таком случае, если он переведет все денежные средства с этого счета на российский счет, он может быть освобожден от ответственности за нарушение порядка пользования иностранным счетом, за неподачу уведомлений и отчетов о движении денежных средств по нему, а также от налоговой ответственности в связи с неуплатой налогов в России.
Таким образом, как и раньше, амнистия капиталов может стать полезным инструментом для тех лиц, которые приняли решение о возврате своих активов в Россию. При этом перед подачей специальной декларации необходимо провести комплексный анализ текущей структуры владения и проработать план перехода к новой структуре. Не лишним также будет проанализировать налоговую эффективность целевой структуры и возникающие в данной связи юридические риски, в том числе риски, связанные с личным владением активами. А это, как говорится, уже совсем другая история.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора