Санкционный марафон
Согласование принимаемых Евросоюзом и США мер в отношении России происходит в постоянном режиме на разных уровнях и не требует обязательных заседаний на уровне глав государств и правительств. Тем не менее, именно личные встречи лидеров становятся информационным поводом, позволяют послать более мощный сигнал всем, кто наблюдает за происходящим.
Многосторонние встречи, кроме того, «подтягивают отстающих» — страны, чья позиция по рассматриваемым вопросам отличается от мнения большинства, в конечном счете, пусть и без энтузиазма, принимают консенсусные формулировки, попадающие в публикуемые по результатам официальные заявления. По резонансной украинской теме единства мнений достичь проще, чем по многим другим — Европа, Америка, да и большинство стран мира резко осуждают действия России.
Уже введенные западные санкции против России беспрецедентны по масштабам. Запад, прежде всего, старается перекрыть все финансовые потоки, которые могут прямо или косвенно содействовать не только «спецоперации»* на Украине, но и поддержанию стабильности российской экономики в целом. Из существенных в этом отношении возможностей остается сохраняющийся экспорт природных ресурсов, в первую очередь, энергоносителей. Не случайно, именно об этом американский президент посчитал нужным говорить с европейскими коллегами.
Соединенные Штаты собираются оказать всестороннее содействие Евросоюзу с тем, чтобы он как можно быстрее отказался от импорта российского газа или хотя бы существенно сократил его. С европейской точки зрения все это укладывается в логику заявленной ранее политики «энергетического перехода». То есть, ЕС и США предполагают отреагировать на действия России таким образом, чтобы в долгосрочной перспективе не только не потерять, но и быстрее отстроить «зеленую экономику», необходимую, в их представлении, для нынешнего века.
В то же время, в списках санкционных мер немало болезненных и неприятных для самих стран Запада, фактически одномоментно теряющих довольно большой и как еще недавно считалось перспективный российский рынок. Американский президент и в этом отношении настраивает союзников на марафонскую дистанцию — быстрого возвращения к сколько-нибудь нормальному ведению дел с Россией не ожидается. Байден предполагает сохранение наиболее жестких мер на весь год, рассчитывая сдержать действия России в отношении Украины.
Еще одним пунктом, единодушно одобряемым трансатлантическим сообществом, остается поддержка Украины и беженцев из этой страны. США готовы принять до 100 000 украинцев, что отличается от предыдущих волн беженцев в Европе, когда Вашингтон относился к идеям посильного участия в решении проблемы без энтузиазма. Только в части гуманитарного содействия США и ЕС Украине речь идет о суммах превышающих $1,5 млрд.
Восточный фланг
В военном отношении ЕС и НАТО все больше смотрят на Центральную и Восточную Европу как на рубеж, который необходимо укреплять, поскольку иными путями обеспечить свою безопасность не получится. Необходимые для этого практические шаги отдельные страны оценивают несколько по-разному, но и здесь западные альянсы стремятся к общему знаменателю.
НАТО планирует нарастить присутствие на восточном фланге до 40 000 человек. Хотя это само по себе и не выглядит изменением стратегической обстановки, часть стран альянса уже интерпретирует принятые решения как фактический отказ от принятого в 1997 году Основополагающего акта Россия-НАТО, предполагавшего неразмещение в новых странах-членах «существенных боевых сил» на постоянной основе. Наиболее упорные критики России считали, что условия, в которых акт был принят и мог действовать, принципиально поменялись еще в 2014 году, а сейчас такое мнение распространяется гораздо шире и скоро может стать формально закрепленной политикой НАТО.
Страны ЕС и НАТО в сложившихся условиях демонстрируют невиданную более трех десятилетий готовность увеличивать расходы на оборону, повышать приоритетность вопросов военной безопасности. При этом часть этих расходов должна давать быстрый эффект, что предполагает закупку уже существующих вооружений, часто как раз у Соединенных Штатов или с их существенным участием.
Разделяя давно уже критическую линию альянса в отношении России Германия и Франция до последнего времени оставались на более умеренных позициях, что вызывало недовольство в Польше и странах Балтии. В Германии общим местом была формула, согласно которой безопасность в Европе возможно обеспечить только вместе с Россией. Теперь ведущие немецкие эксперты говорят о необходимости выстраивать безопасность Запада как минимум без, а то и против России. Потенциально это облегчает поиск консенсуса на платформе более близкой к польской, хотя позиция Польши тем временем становится еще более радикальной.
Именно в Польшу президент Байден отправился из Брюсселя. Польское руководство в оборонных вопросах полагается на партнерство с Соединенными Штатами давно и, тем более, сейчас, когда Польша чрезвычайно обеспокоена не только положением на Украине в целом, но и тем, что происходит в непосредственной близости от польско-украинской границы и потоками беженцев. Президентский визит, собственно, и призван дополнительно подтвердить действенность всех гарантий.
Объявившее накануне о выдворении большей части российских дипломатов польское внешнеполитическое ведомство видит происходящее как фактическую войну России против Запада и предлагает план «победы» — предоставление любых необходимых Украине вооружений, перевооружение союзников с опорой на США, увеличение присутствия НАТО на восточном фланге, сохранение санкций до вывода российских войск за пределы международно-признанных границ Украины и выплаты Россией репараций, финансовое и правовое давление на Россию и содействие восстановлению Украины. Польша выступает и с более далеко идущей идеей миссии НАТО в Украине, но эти предложения пока не получили поддержки других стран Альянса.
Разница между радикальными и умеренными критиками России в НАТО не исчезла, но спектр мнений сместился в сторону более жесткого и, кажется, Байден вполне удовлетворен складывающейся из союзников равнодействующей.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.