Гуманитарная эскалация: как Донбасс участвует в информационной войне России и Запада
Мобилизация Донбасса
18 февраля власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР неожиданно объявили о начале масштабной эвакуации гражданского населения в Россию и всеобщей мобилизации. Причиной стали сведения разведки о скорой наступательной операции украинской армии. Учитывая высокую степень подконтрольности властей ДНР и ЛНР России, сложно представить, что лидеры сепаратистов решились бы на такие шаги без одобрения Кремля. В пользу этой версии говорят и полученные журналистами-расследователями сведения о том, что обращения лидеров республик об эвакуации были заготовлены заранее, еще до того, как в Донбассе усилились обстрелы.
События в ЛНР/ДНР более всего похожи на ответный ход российской стороны в информационной войне. Накануне западные медиа в подробностях описывали возможное российское вторжение на территорию Украины (правда, постоянно перенося его дату), теперь настала очередь Москвы. Эвакуация гражданского населения из Донбасса в Россию должна создать образ гуманитарной катастрофы, караваны беженцев — проиллюстрировать страх местных жителей перед агрессивными планами Киева, уже обвиняемого Кремлем в организации геноцида. Хотя в условиях военного обострения жителям прифронтовых населенных пунктов, действительно, лучше покинуть зону конфликта, ведь кто бы ни был его инициатором, они неизбежно попадают под обстрел.
Однако предлагаемый Россией образ украинской угрозы мало кого в мире убеждает. Президент США Байден уже обвинил Москву в искусственном создании кризиса. Сложно представить, что украинское руководство стало бы строить планы силового решения в Донбассе именно в тот момент, когда вокруг границ Украины сосредоточено беспрецедентное количество российских войск. В самой России телевизионная картинка тоже, скорее всего, будет иметь ограниченное воздействие: вместо милитаристского или патриотического подъема социологи фиксируют скорее апатию и глухое недовольство россиян.
Колебания Кремля
Тем не менее обострение в Донбассе развязывает Москве руки для радикальных шагов. Широко обсуждается возможность признания независимости ЛНР и ДНР, которое могло бы позволить официально ввести в регион российские войска в качестве миротворцев. Соответствующее обращение о признании уже направлено депутатами Госдумы президенту Путину. На 22 февраля назначено внеочередное заседание Совета Федерации, который по Конституции дает президенту согласие на использование армии за пределами страны.
Однако официальное признание ЛНР и ДНР привело бы к фактическому выходу России из Минских соглашений и поставило бы крест на возможности дипломатического удержания Украины в сфере своего влияния (реинтегрированный по условиям Минска-2 Донбасс становился бы удобным инструментом российского влияния на украинскую политику изнутри). Политолог Андрей Кортунов отмечает, что окончательное отсечение Донбасса от остальной Украины еще больше сместит внутриукраинский баланс политических сил в пользу националистов, «как в свое время сместило этот баланс присоединение Россией Крыма». А Запад, без сомнения, ответит на подобный шаг введением новых санкций.
Поэтому в Кремле медлят с окончательным решением. Похоже, в Москве надеются, что Украину удастся принудить к выполнению Минских соглашений при поддержке европейских партнеров, заинтересованных в сохранении отношений с Россией. Во всяком случае новый канцлер Германии Олаф Шольц говорил о том, что украинский президент Владимир Зеленский обещал ему подвижки в рамках минского трека, в частности подготовку законопроектов по особому статусу Донбасса и конституционной реформе.
Однако и этот вариант выглядит все более иллюзорным: после небольшого прогресса на парижской встрече советников глав государств «нормандской четверки» следующая встреча в Берлине окончилась безрезультатно. Выстраивается своеобразная иерархия недоверия: Киев отказывается вести переговоры с представителями ЛНР/ДНР, считая их кремлевскими марионетками, Москва, в свою очередь, отказывает в субъектности Украине, утверждая, что в стране введено внешнее управление со стороны США.
Требования Украины
В свою очередь, Киев готовится к отражению российского нападения и отрицает обвинения в подготовке военной операции против сепаратистов. Новое обострение и гуманитарный кризис в Донбассе украинское руководство интерпретирует как российскую провокацию, создающую предлог для военного вмешательства. Президент Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции по безопасности потребовал от держав, подписавших Будапештский меморандум 1994 года (США, Великобритания и Россия), подтвердить свои гарантии безопасности и территориальной целостности для Украины, в противном случае угрожая выйти из пакетного соглашения, предусматривающего среди прочего безъядерный статус страны. Зеленский также повышает ставки, опасаясь сговора великих держав за спиной Украины.
В самом украинском обществе идут противоречивые процессы: с одной стороны, беспрецедентно, до 62%, выросло число сторонников вступления Украины в НАТО, с другой — растет раздражение в отношении западных союзников, нагнетающих обстановку анонсами российского вторжения, но не дающих определенных гарантий военной помощи или интеграции с Североатлантическим альянсом. Каждый день военной тревоги, сопровождающийся эвакуацией иностранных дипломатов и ограничениями на авиаперелеты, бьет по украинской экономике, снижает кредитный рейтинг Украины. В то же время уверенность украинцев в собственных силах выросла — 64% жителей страны убеждены, что Украина сможет отразить нападение со стороны России (хотя вероятность такого нападения как высокую оценивают только 19%). Наиболее высокая убежденность как в военной силе Украины, так и в вероятности российской агрессии — на западе и в центре страны, более низкая — на востоке.
Потери Европы
Все стороны конфликта говорят о том, что дипломатический выход из кризиса еще возможен, однако высокий уровень недоверия мешает поиску компромисса. Хотя в Европе всерьез напуганы как последствиями украинско-российского конфликта, так и возможным экономическим шоком от «адских санкций», обещанных России США, миротворческие усилия европейских лидеров пока не слишком успешны. С очередной инициативой выступил французский президент Эмманюэль Макрон, предложивший собрать саммит по прекращению огня в Донбассе, в котором уже согласились принять участие Россия и США. Но при нынешнем уровне противоречий такая встреча даст разве что кратковременное снижение напряженности.
Кажется, что события в Восточной Европе развиваются хаотично, но на самом деле мы видим, как формируются блоки новой холодной войны, причем XXI века, когда дезинформация и манипуляция повесткой с помощью СМИ играют едва ли не большую роль, чем боевые действия. С одной стороны, оформляется блок авторитарного клуба держав, в который входит Россия, Белоруссия и российские сателлиты в Донбассе, с другой — Украина, поддерживаемая рядом восточноевропейских стран, при общем покровительстве США и Великобритании. Генсек НАТО Йенс Столтенберг уже назвал эти тревожные процессы «новой нормальностью», угрожающей стабильности и безопасности в Европе. Периоды спада военной напряженности будут сменяться волнами нагнетания и провокаций, вплоть до ограниченных военных конфликтов. Контуры предсказуемой конфронтации, не говоря уже о разрядке, пока не просматриваются.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора