Декабрь – самое время задуматься, на что делать ставку в наступающем 2017 году. Российская электроэнергетика и нефтегазовая отрасли заслуживают внимания. Но помните, что следующий год предвыборный.
Почему это так важно? Оглянемся назад. В 2011 году, накануне президентских выборов, правительство приняло решение существенно ограничить рост тарифов в электроэнергетике. Это привело к полному пересмотру ценовых механизмов в отрасли, только-только начинавших полноценно работать после проведенной реформы. Пострадали все, но в большей степени это коснулось сетевых компаний. Сектор российской электроэнергетики мгновенно превратился в «гадкого утенка» в глазах инвесторов; капитализация компаний падала вплоть до 2015 года, и только в 2016 году инвесторы вновь обратили на них внимание. Электроэнергетика стала лучшей инвестиционной историей этого года.
В связи с этим возникает вопрос: а не станет ли следующий год очередным крахом всех надежд? Тарифы в ЖКХ и энергетике – это по-прежнему больной и чувствительный вопрос, и правительство продолжит уделять ему пристальное внимание, особенно в предвыборный период. Этот риск есть, и его невозможно игнорировать. Однако мы полагаем, что он значительно ниже, чем в 2011-2012 годах. Ключевое отличие состоит в том, что инвестиционный цикл в энергетике, начавшийся в 2006-2007 годы, подходит к концу. Строительство новых электростанций практически завершено, а избыток мощности на фоне стагнирующего потребления электроэнергии делает новые инвестиции в генерирующие мощности лишенными смысла. Энергокомпании снижают траты на развитие, а значит они в меньшей степени зависимы от роста тарифа.
Мы полагаем, что ставку в 2017 году следует сделать на акции генерирующих компаний, которые в отличие от сетевых гораздо меньше подвержены регуляторным рискам. Растущий свободный денежный поток на фоне завершения инвестиционного цикла и, как следствие, рост дивидендов, а также пока еще низкая оценка рынком, - это то, что делает генерирующие компании интересными для инвестиций.
Главная инвестиционная история следующего года – это «РусГидро». Акции компании сильно отстали в 2016 году от отраслевого индекса, но могут наверстать упущенное в следующем году. Этому есть несколько причин. Во-первых, это единственная госкомпания, которая без обиняков платит 50% прибыли в виде дивидендов. После ожидаемых сильных финансовых результатов за 2016 год, компания может обеспечить дивидендную доходность в 7%. Во-вторых, близка к завершению сделка, в результате которой ВТБ войдет в акционерный капитал. Это снимет риски размывания из-за допэмиссии и сократит долговую нагрузку. Кроме того, новый акционер будет заинтересован в росте капитализации РусГидро. Компания также завершает свой инвестиционный цикл и может начать генерировать положительный свободный денежный поток уже в начале 2018 года. Активная реализация непрофильных активов, ключевым из которых является 4,9% акций в «Интер РАО», – дополнительный фактор в пользу бумаг «РусГидро».
Что же касается «Интер РАО», то несмотря на почти четырехкратный рост в 2016 году, ее акции по-прежнему не выглядят дорогими с фундаментальной точки зрения. Кроме того, компания продолжит демонстрировать сильный рост свободного денежного потока, и уже в 2017 году инвесторы, наконец, увидят солидные дивиденды.
Акции компании «Юнипро» (до июня 2016 года – ОАО «Э.ОН Россия») стали аутсайдером отрасли по итогам 2016 года из-за аварии на Березовской ГРЭС и опасений, связанных с восстановлением энергоблока. На наш взгляд, эти страхи сильно преувеличены: компания уже занялась восстановлением и ожидает ввод блока в эксплуатацию во второй половине 2018 года. В то же время «Юнипро» продолжает оставаться лидером отрасли по эффективности производственных затрат и при этом является компанией с привлекательной дивидендной историей, особенно после недавнего решения выплачивать промежуточные дивиденды. Следующие выплаты акционеры получат за 4 квартал 2016 года – 1 квартал 2017 года (традиционно это самый прибыльный сезон).
Нефтегазовая отрасль
Предвыборный фактор в нефтегазовой отрасли не столь важен, однако пристальное внимание государства к сектору, который обеспечивает половину бюджетных поступлений, не ослабевает. Ключевыми темами следующего года у российских нефтяников будут ограничение объемов добычи и продолжающиеся налоговые изменения.
Россия согласилась сократить добычу нефти на 300 000 баррелей в сутки в 2017 году вслед за решением ОПЕК о снижении на 1,2 млн баррелей. Согласно данным Минэнерго, нефтяные компании пропорционально сократят свою добычу. Это будет означать, что компании, планировавшие рост добычи в 2017 году либо его не покажут вообще, либо он будет скромным –менее 1%. Повлияет ли это на финансовые показатели компаний зависит от того, какие именно баррели попадут «под нож». Если это будут зрелые месторождения с наиболее высокими налогами, то в случае роста цен на нефть компании могут даже выиграть. Однако, если сокращение добычи коснется новых месторождений с налоговыми льготами, то это негативно отразится на показателях прибыли.
В связи с этим, мы полагаем, что главным бенефициаром истории со сделкой ОПЕК-Россия может стать «Газпром». Сокращение добычи никак не затрагивает газ, в то время как рост цены на нефть позитивно повлияет на доходы от контрактов «Газпрома» в Европе. Более того, правительство с новой силой начало требовать от компании выплачивать половину прибыли по МСФО в качестве дивидендов. На протяжении последних лет газовая монополия успешно отбивалась от нападок Минфина, однако, если в этот раз компания проиграет битву, то инвесторы могут получить рекордно высокие дивиденды по итогам 2016 года – с доходностью 12-13%.
Россия продолжает менять налоговую политику, стремясь переложить бремя бюджетного дефицита на плечи нефтяников и газовиков. На протяжении последних трех лет непостоянство фискальной политики в отношении нефтегазовой индустрии является одним из главных камней преткновения в глазах инвесторов, негативно влияя на потенциал роста акций российских нефтегазовых компаний.
Среди нефтяных компаний мы рекомендуем придерживаться старой доброй логики – дивиденды + рост. Этим критериям наилучшим образом соответствуют акции «Лукойла» (мы ожидаем дивидендную доходность по итогам 2016 года на уровне 6%) и «Газпром нефти», которая останется лидером роста добычи среди российских вертикально интегрированные компаний (ВИНК) в следующем году. Мы ожидаем, что компания выйдет на положительный свободный денежный поток уже к концу следующего года, а существенный рост дивидендных выплат и сокращение долговой нагрузки произойдут уже в 2018 году.