К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выборы в США: почему никто не смог предсказать результаты?

Фото REUTERS / Mark Kauzlarich
Фото REUTERS / Mark Kauzlarich
Результаты выборов в США для многих стали шоком. И если граждане Америки думают, как им теперь жить с новым президентом, то исследователи размышляют, почему им не удалось предсказать победу Трампа

Большинство политологов и социологов отдавали победу Хиллари Клинтон, в некоторых штатах со значительным отрывом от главного конкурента. Привычный инструментарий, «рабочие» теории, исследовательское чутье, все говорило о том, что 45-м президентом США должна стать женщина. А часть экспертов, предсказывавших победу Трампа, делали это не в силу объективных показателей (с исследовательских позиций), а с позиций политических/идеологических, выражая больше политическую позицию, но никак не экспертную. Именно поэтому новости 9 ноября для многих стали полной неожиданностью.

Сейчас экспертам и исследователям необходимо понять, где были допущены ошибки, что не позволило верно оценить ситуацию. Сделать важные выводы, чтобы в дальнейшем минимизировать погрешность. И здесь, на первый взгляд, можно выделить две основные проблемы:

1.   Проблема инструментов, методов анализа, с помощью которых мы описываем действующую электоральную картину (в первую очередь – это опросы населения);

 

2.   Проблема теорий, которые мы используем для интерпретации полученных данных и формирования выводов/прогнозов.

Относительно инструментальных проблем уже достаточно полно высказался Владимир Гельман: «Проблемы тут могут быть двух типов. Первые — технологические: в выборки не попадают те или иные группы граждан, чье мнение склоняет чашу весов; граждане, чье мнение противоречит истеблишменту, склонны отвечать неискренне. Не учтены или плохо учтены те, кто отказывается отвечать и неопределившиеся... Вторые могут быть связаны с тем, что опросы, как их ни проводи, в принципе не могут уловить по существу какие-то важные аспекты, связанные с принятием гражданами значимых индивидуальных решений в сложных ситуациях».

 

И если технологические аспекты проведения опросов находятся в руках исследователей (здесь можно что-то изменить), то сущностные вопросы гораздо сложнее и ставят под сомнение эффективность самого метода опросов как такового.

Подвели исследователей и привычные теории, которые раньше достаточно эффективно справлялись со своими задачами. Одной из главных теорий, которая предсказывала победу Клинтон, была теория медианного избирателя. Если просто, то заключается она в том, что все политические силы в своих программах и кампаниях стремятся избегать полярных мнений и позиций, чтобы захватить максимально широкий круг избирателей. Условно говоря, ярый консерватор не имеет шансов понравиться центристам или переманить кого-то из либерального крыла, поэтому он смягчает свои высказывания до умеренных, чтобы, не теряя свой основный электорат, привлечь новых избирателей.

В рамках этой теории радикальный Трамп, казалось, не имел каких-либо шансов на победу. Победа эпатажного Трампа вообще плохо вписывается в теорию рационального выбора. Но если теория не объясняет практику, то от нее нужно отказываться.

 

Чтобы в дальнейшем не допускать подобных ошибок, исследователям нужно осваивать новые методы сбора данных о социальной реальности, и здесь перспективным представляется анализ не того, что люди говорят, а того, что они делают, в первую очередь в социальных сетях (анализ больших данных социальных медиа).

Необходимо отказываться от шаблонных теорий, которые эффективно работали и объясняли процессы в XX веке, но показывают свою несостоятельность в XXI. И здесь, как мне кажется, наконец-то открывается простор для молодых исследователей, которые жалуются, что в социальных науках уже давно все изучено и написано. Нет, у нас еще много работы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+