Болотная символика: почему современное искусство превращают в «культурную ренту»
Петра Павленского приговорили к полумиллионному штрафу за сожженную дверь ФСБ, спустя пару дней после очередного дня рождения Александра Пушкина. Что символично. Рукопись можно продать, а за акционизмможно заплатить самому. Причем, в прямом смысле. И чем успешнее, резонанснее, перфоманс – тем выше эта плата.
Понятно, что она регламентируется не ценителями современного искусства, а прокурорами и судьями. Точнее – размерами причиненного материального ущерба плюс (как вариант) санкциями за вандализм. Да и грань между миллионами рублей и «двушечками» в России очень зыбка. Многие ведь неспроста ожидали, что Павленского тоже посадят. И можно только порадоваться, что из кейса PussyRiot извлечены правильные уроки. Тем более, что дверь ФСБ никак не назовешь религиозной святыней. А у «посаженного на бабки» художника-поджигателя гораздо меньше шансов стать очередной «иконой протеста», чем у реально севших «пусек».
Но как бы там ни было, сегодня акционистам гарантировано внимание, о котором еще каких-то 5 лет назад они же или их предшественники могли лишь мечтать. Увеличивая «вознаграждения наоборот», государство повысило и капитализацию современного искусства.
А если актив появляется и растет – рано или поздно появляются желающие извлечь из этого вполне осязаемые дивиденды. Свидетельством тому еще один примечательный символ. Или, скорее, любопытное и новое использование важного символа нынешней России.
В конце мая вышел на финишную прямую проект по созданию «Академии современного искусства» на Болотной набережной. С разрешения мэрии окультуривать главный «протестный» топоним и переустраивать здание бывший ГЭС-2 будет совладелец «Новатэка» Леонид Михельсон. Автор и инвестор проекта – михельсоновский фонд «Виктория —искусство быть современным».
Разумеется, Михельсон – не единственный отечественный миллиардер, пытающийся извлечь «культурную ренту». Но в данном случае, наряду с географическим, любопытно и временнОе совпадение. Практически в те же дни, когда стало известно о столь своеобразной джентрификации Болотной, Минкульт объявил об объединении Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) с РОСИЗО.
quote_block node/263619В музейных кругах к этой инициативе отнеслись, мягко говоря, неоднозначно. Директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак назвала концепцию объединения «аргументированным и важным движением». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский осторожно заявил о «необычной оптимизации». А руководитель «Винзавода» Софья Троценко предупредила: «У РОСИЗО и ГЦСИ совершенно разные ДНК, поэтому важно, чтобы их объединение не стало шагом к окончательной официализации».
При этом скептики обращают внимание на биографию главы РОСИЗО Сергея Перова. В 1995-м окончил Алма-Атинское высшее военное училище. С 1996 по 2008 год занимал руководящие должности в различных производственно-коммерческих и общественных организациях. С 2008 по 2010 годы возглавлял отдел политического департамента, затем организационное управление Центрального исполнительного комитета «Единой России». В 2010-м перешел на работу в администрацию президента. Назначен заместителем начальника департамента гуманитарной политики и общественных связей, затем начальником департамента по взаимодействию с институтами гражданского общества управления по внутренней политике.
quote_block node/284881Иными словами, если Перов и имеет отношение к культуре, то с весьма определенной стороны. Правда, как раз в те годы, когда Перов трудился в структурах ЕР и работал на Старой площади, его главным кремлевским патроном был Владислав Сурков. А он, по утверждению знатоков, вовсе не чужд современного искусства. И нельзя исключать, что переход ГЦСИ под контроль РОСИЗО и, стало быть, под Перова, тоже спродюсирован Сурковым. Вопрос – для чего?
Ведь «культурная рента», в отличие от нефтяной, земельной, силовой, административной и даже инновационной – понятие очень и очень относительное. Вообще, это оксюморон. Сложно найти сферу, менее приспособленную под рентную стратегию, чем культура.
Можно выселять или переселять музеи, ради сдачи в аренду освободившихся площадей. Можно отмывать бюджетные деньги на всяческих реставрациях – весьма актуальный сегодня сюжет, к которому мы вернемся чуть ниже. Но если есть потребность в дальнейшей капитализации основного отраслевого «продукта», т.е. зарабатывать именно на выставках, инсталляциях, перфомансах и т.п. – без соответствующих компетенций не обойтись.
Опять же, из этого совсем не следует, что никто не будет пытаться доказать обратное. Спрос-то вроде бы и так имеется. Народ, на лабутенах и без оных, повалил в музеи и филармонии. Для более взыскательной и претенциозной публики совместно постарались акционисты и правоохранители.
quote_block node/316961Теперь, правда, последние занялись еще и самими музейщиками. Буквально через несколько дней после объявления Владимира Мединского об «оптимизации» современного искусства в ГЦСИ прошли обыски. Его экс-директор Михаил Миндлин и зам по финансовым вопросам Дмитрий Мачабели оказались в Лефортово. А источник «Интерфакса» объяснил этот инцидент «поиском связи руководства ГЦСИ с фигурантами "дела реставраторов"».
Правда, в отличие от других фигурантов «культур-гейта», Миндлин и Мачабели после допроса были отпущены. Поэтому до конца не ясно, действительно ли эксперты по современному искусству имели какое-то отношение к махинациям со средствами, выделяемыми на реставрацию гораздо более древних архитектурных памятников, или же это была своеобразная акция устрашения с использованием соответствующего фона и инфоповода? А если верно второе – значит, «культурная рента» все-таки не дается без боя. С применением силовых приемов по всем законам госкапиталистического жанра.
Но, как это ни парадоксально, данный момент внушает определенный оптимизм. Ведь чем острее будет эта схватка, тем быстрее ее участникам станет понятно, что привычные имстратегии здесь не работают. И в конечном итоге выиграет тот, кто раньше других конкурентов откажется от классических «рентных» подходов.