Миграционный кризис в Европе выявил фундаментальный порок нынешних дебатов об экономическом неравенстве. Может, все же надо обеспечить равные возможности для всех на планете, а не только для тех, кому посчастливилось родиться в богатых странах?
Считается, что лидеры общественного мнения в развитых странах защищают приоритет права. Но его действие прекращается на государственной границе: много говорится о более справедливом перераспределении богатств внутри каждой страны, вот только жители развивающихся стран остаются вне этой концепции. Если бы текущие опасения из-за неравенства сводились только к политике, то противоречий не было бы; в конце концов, граждане из бедных стран не могут голосовать в богатых. Но риторика дебатов о неравенстве основана на морали, которая при этом легко игнорирует проблемы миллиардов людей, чей жизненный уровень гораздо ниже.
Не стоит забывать, что, несмотря на застой в доходах, средний класс богатых стран остается высшим классом с точки зрения качества жизни в мире. Лишь около 15% человечества живут в развитых странах, которые потребляют 40% всех природных ресурсов. Высокие налоги на богатых, возможно, способны снизить неравенство в отдельно взятой экономике. Но не решают проблему бедности в развивающихся странах.
Вряд ли можно оправдать преимущества, которыми наслаждается родившийся на Западе человек, аргументом о моральном превосходстве западной цивилизации. Да, устойчивые политические и социальные институты являются основой и непременным условием стабильного экономического роста. Но история европейского грабительского колониализма не позволяет угадать, как бы развивались аналогичные институты в Азии и Африке, если бы туда не пришли европейские завоеватели.
Если фокусироваться только на неравенстве внутри страны и игнорировать глобальное неравенство, то получается искаженная картина мира. Марксистское утверждение Тома Пикетти, будто капитализм терпит неудачу, так как внутреннее неравенство в развитых странах растет, на деле означает абсолютно противоположное. Если посмотреть на мир в целом, то те же силы глобализации, которые остановили рост зарплат среднего класса богатых стран, вытащили из бедности сотни миллионов людей в других частях света.
По многим оценкам, глобальное неравенство значительно сократилось за последние три десятилетия, что говорит как раз об успехе капитализма. Возможно, при этом уменьшилась рента, которой пользовались рабочие развитых стран просто потому, что они там родились. Но это помогло тем, кто этого действительно заслужил, — работникам со средним доходом в Азии и на других развивающихся рынках.
Свободное перемещение людей через границы помогло бы снижению неравенства даже быстрее, чем международная торговля, но эта идея встречает яростное сопротивление. Политические партии, выступающие против иммиграции, играют все большую роль во Франции, Великобритании и др. Между тем у миллионов отчаявшихся людей, живущих в охваченных войнами государствах, почти нет выбора, кроме как искать политического убежища. Войны в Сирии, Эритрее, Ливии и Мали были серьезным фактором в увеличении волны беженцев в Европу. Другой мощный фактор — экономика. Рабочие из бедных стран рады возможности работать в развитых странах, даже если зарплата находится на предельно низком уровне.
Миграционные потоки еще больше усилятся, если реализуется базовый сценарий глобального потепления. По мере того как экваториальные области будут становиться слишком жаркими и засушливыми для сельского хозяйства, рост температур в северных регионах, напротив, увеличит там сельхозпроизводство. Это вызовет такой переток населения из бедных стран в богатые, что сегодняшний иммиграционный кризис покажется пустяком.
Трудно представить, что новое равновесие в распределении мирового населения установится мирным путем, учитывая, что возможности богатых стран все-таки ограничены. Недовольство бедных государств может выплеснуться наружу. По мере того как мир становится богаче, проблема неравенства неизбежно выйдет на первый план по сравнению с проблемой бедности — это тема, которую я поднял более десяти лет тому назад.
Но сегодня дебаты сосредоточились на внутреннем неравенстве, отодвинув глобальное неравенство на второй план. Очень жаль, у богатых экономик много способов помочь решению проблемы. Они могли бы обеспечить бесплатные медицинские и образовательные услуги в режиме онлайн, увеличить финансовую помощь на цели развития, списать долги, расширить доступ к рынку и обеспечить вклад в глобальную безопасность. Переполненные лодки с отчаявшимися беженцами у берегов Европы — результат неспособности развитых стран проводить правильную политику.