К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вера и счастье

Вера и счастье
К православному Рождеству Gallup выяснил, что верующие люди счастливее неверующих

В России социологи мало изучают религиозность, а жаль. Мы не знаем, какое влияние оказывает вера на социально-демографические характеристики. На уровень счастья и качества жизни. На отношение к государству и власти, к окружающей среде и к участию в гражданских программах. На самостоятельность и склонность к социальным контактам и к предпринимательству. А ведь это влияние, несомненно, есть: религиозность — только настоящая, а не показная — влияет на все стороны человеческой жизни.

В Европе и особенно Америке такие исследования — давняя традиция. На протяжении уже почти трех месяцев Gallup публикует результаты очередной волны исследования качества жизни американцев (в субъективном ощущении). За полтора года, что длилась эта волна, опрошено гигантское количество людей — 550 000 человек. Социологи выяснили, что для верующих американцев в сравнении с теми, кто не считает себя верующим, характерны:

1) более высокое качество жизни (в опубликованном под православное Рождество докладе Gallup уточняет, что первый вывод верен для всех религий);

 

2) меньшая склонность к депрессиям и тревогам;

3) склонность к более здоровому образу жизни.

 

Более высокий уровень жизни у верующих людей распространяется на все его компоненты: эмоциональное и физическое здоровье, удовлетворенность работой и т. д. В рассчитываемом Gallup индексе качества жизни (100 — абсолютное счастье, 0 — несчастье) средняя оценка глубоко верующих — 68,7, а умеренно верующих и нерелигиозных людей — 64,2. Разумеется, эти данные взяты с учетом других различий, определяющих качество жизни: возраста, пола, расовой и этнической принадлежности, региона и т. п. То есть социологи сравнивали не верующих и неверующих вообще, а верующих и неверующих одного возраста, пола и т. д. Степень религиозности Gallup определял исходя из субъективного ощущения (насколько важной считает респондент для своей жизни веру) и ответа на вопрос, насколько часто человек бывает в храме.

Различие между качеством жизни может показаться небольшим, но учитывая масштаб гэллаповского опроса (даже 1% его участников более чем в 1,5 раза превышает число участников обычных российских опросов), его следует признать более чем значимым. Наиболее ощутимо влияние веры на две составляющие индекса: оценку качества собственной жизни и индекс эмоционального здоровья (преимущество глубоко верующих: 51,8 против 45,4 и 81 против 76,7 соответственно).

Интересно, что практически по всем линиям позитивный для качества жизни результат дает только «глубокая вера». Те же, кто считает себя верующим не слишком глубоко или редко ходит в церковь, чувствуют себя, наоборот, немного хуже неверующих.

 

Gallup избегает делать выводы о причинах такого положения вещей: однозначной информации для этого исследование не дает. Например, можно предположить, что американцы с более высоким качеством жизни чаще становятся верующими, чем люди с низким качеством жизни. Или что некое третье свойство определяет, для кого из респондентов будут характерны и более глубокая вера, и более высокое качество жизни.

Но скорее всего, предполагают социологи, зависимость все-таки прямая: «религиозность повышает качество жизни». В секулярном объяснении этой связи социологи очень традиционны. Они отмечают, что вовлеченность в церковную жизнь увеличивает количество социальных связей, включает людей в сеть взаимопомощи и т. д. А то, что для «одиночек» характерно более низкое качество жизни, социологи считают практически доказанным. Религия делает людей эмоционально более здоровыми, давая им средство бороться с унынием, депрессиями, стрессом, настраивает их на более медитативный лад, пишут гэллаповские социологи. В конечном счете это означает рост счастья.

Измерение качества жизни Gallup ведет уже три года. Это стало возможным благодаря исследованиям нобелевского лауреата Дэниела Канемана (профессора Принстонского университета, известного психолога, который оставил след и в поведенческой экономике) и Эда Денера из университета в Иллинойсе. Канеман показал, из каких компонентов состоит ощущение человеком счастья, или качества своей жизни. И, главное, поменял взгляды целой плеяды гуманитарных исследователей, увидевших, что субъективные ощущения людей не меньше достойны внимания, чем «объективные явления». Последователи Канемана показали, как можно мерить уровень качества жизни не только у отдельных людей, но и у больших групп. На основе этого Gallup сконструировал свой индекс качества жизни (Well-Being Index, WBI), измеряемый ежемесячно.

Экономисты давно говорят, что уровень счастья (оценка качества жизни) и другие интегральные индикаторы характеризуют состояние дел в стране гораздо лучше, чем экономические показатели, которые статистика научилась оценивать достаточно давно. Однако индексы типа гэллаповского WBI едва ли пригодны для того, чтобы оценивать качество работы политиков. Так, они не слишком сильно меняются даже в дни больших неурядиц в стране. Например, осенью-зимой 2008/2009 во время резкого роста безработицы и банкротства крупных банков число американцев, вполне довольных своей жизнью, снизилось слабее, чем можно было ожидать: с примерно 50% до 35-39%. И уже больше года как вернулось на прежний уровень, хотя в экономике все еще не очень хорошо. Но на жизнь людей влияет не только экономика.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+