К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Знакомое лицо на чипсах

Знакомое лицо на чипсах
Зачем поп-звезды уходят в бизнес и что их там ждет

Человек, добившийся чего-то в одной отрасли, часто не против попробовать повторить успех и в другой. Поп-артисты, познавшие вкус славы и денег, начинают мечтать о бизнесе: и звучит заманчиво, и прибыль будто бы более надежная, чем при прыжках с микрофоном по сцене. Попыток было много, но успешными бизнесменами оказались совсем немногие из певцов. Многие пострадали исключительно по своей наивной уверенности, что если на концерты зрители несут тебе цветы, то и пельмени с твоим изображением раскупят на раз. Другие, не надеясь на магическую силу притяжения своей физиономии, старались войти в бизнес «по-настоящему», но прокалывались на излишнем доверии к партнерам и компаньонам. Артистические натуры легче подбить на авантюры, чем зачастую и пользуются ушлые граждане.

В схожих обстоятельствах находятся высокооплачиваемые спортсмены, которым за сравнительно недолгие годы активной карьеры нужно обеспечить себя на всю жизнь. По молодости они не находят ничего лучшего, чем покупать спортивные машины или бесшабашно вкладывать лишние средства в сомнительные предприятия. Лишь единицы обнаруживают в себе бизнес-жилку и после завершения карьеры зарабатывают больше, чем раньше. Остальные же в лучшем случае успевают купить несколько квартир, чтобы потом получать скромные, но постоянные доходы с их аренды.

Звездам музыки столь приземленный подход неведом — даже если они сдают квартиры, то никогда это не афишируют. Зато на поверхности их увлечения выпуском духов, продуктов питания, ресторанным бизнесом.

 

Тем не менее и среди музыкантов встречаются серьезные бизнесмены. Компания Иосифа Кобзона «Московит» настолько многопрофильна, что одно перечисление направлений ее деятельности займет не меньше страницы — тут и торговля металлами, и сеть аптек, и очень многое другое. Став депутатом Госдумы, Иосиф Давыдович формально отошел от предпринимательства, однако, скорее всего, по-прежнему контролирует основные направления. Ведь Кобзон славится феноменальными способностями все успевать.

Лев Лещенко давно не гонится за актуальной популярностью — ему вполне хватает любви старшего и среднего поколения слушателей, обоймы песен на все времена, мебельного бизнеса и баскетбольного клуба. В проблемы деревообработки ему пришлось влезать весьма глубоко, когда выяснилось, что доверять партнерам в денежных вопросах не стоит. Однако для Льва Валериановича это не стало обузой — он с удовольствием занимается делами «Владимирского ЛПК», и фабрика находится в небольшом, но устойчивом плюсе.

 

Неплохо идет бизнес и у Александра «Маршала» Минькова, вложившего заработанные непосильным эстрадным трудом средства в частное охранное предприятие «Гарант». В фирме работает более четырехсот человек, услуги востребованы, и музыка может стать для Маршала всего лишь хобби.

В крупного бизнесмена обещает вырасти экс-солист группы «Руки вверх» Сергей Жуков. Даже создавая музыку, он четко ориентировался на народные вкусы, ради удовлетворения которых был готов пожертвовать правильным ударением. Сейчас он владеет рестораном, компанией, производящей клипы, порталом цифровых продаж музыки. А главное — бизнес-хваткой, креативностью и умением предугадывать выгодные направления в коммерции.

Заметьте, что никто из успешных музыкантов-бизнесменов не ставил во главу рекламных кампаний факт собственной причастности к данному бизнесу. Мухи отдельно, котлеты отдельно: эстрадный успех бренда «Иосиф Кобзон» или «Лев Лещенко» никак не повышает веса их компаний на рынке.

 

Ошибка большинства прочих «бизнесменов с эстрады» заключалась в том, что они надеялись доверие публики к себе как артисту перенести на свои продукты и думали, что это произойдет автоматически: сказать, что чипсы от Пугачевой, — и все будут хрустеть за милую душу. Но песни и пельмени — это отнюдь не одно и то же. Маркетинговые исследования никогда не были сильной стороной побочного бизнеса звезд. Хотя и без организации фокус-групп можно понять, что гипотетические духи от Шарлиз Терон и Веры Брежневой многим бы захотелось понюхать, а вот вполне реальные (в прошлом) ароматы от Аллы Пугачевой, Ларисы Долиной и Анжелики Варум — продукция на любителя. Пугачева также выпускала обувь. Ясно, что утонченные натуры, придерживающиеся невысокого мнения о примадонниной манере одеваться, сразу исключались из числа потенциальных потребителей этих туфель. В данном случае раскрутка под лозунгом «Обувь от Пугачевой» приносила сколь рекламный, столь и антирекламный эффект.

Кроме того, для создания устойчивого спроса недостаточно поместить свой лик на упаковку товара. Нужно позаботиться о качестве продукта, а до этого у новоявленных бизнесменов руки доходят не всегда. Пресловутые чипсы от Пугачевой уступали признанным маркам по вкусу и к тому же отпугивали топорным дизайном пакетов. Колбаса, нарезки и хлебобулочные изделия, осененные сдобной улыбкой Владимира Винокура, не смогли конкурировать с продукцией более традиционных производителей. Лет десять назад одна компания запустила лимонады в жестяных банках с портретами группы Hi-Fi, Мурата Насырова и др. Да хоть Кая Метова можно печатать на банках — но напиток-то при этом должен быть вкусным! Увы, об этом производители как-то не подумали. Алексей Серов из группы «Дискотека Авария» открыл химчистку. Многие ли пользуются ею только из-за личности владельца? Будет ли спрос на услуги заведения высоким, если соотношение «цена-качество» окажется неприемлемым? Стоимость бренда наличие популярного лица в его руководстве никак не повышает — напротив, в некоторых случаях отпугивает часть потенциальных потребителей.

Не является гарантией успеха и выбор бизнеса, который звездам будто бы подходит. Стильная Ирина Понаровская открывала ателье по пошиву вечерних платьев, Анне Вески пробовала шить на заказ шубы — прогорели, поскольку оказались не готовы глубже погружаться в бизнес в ущерб работе на сцене. Косметическая фирма Лаймы Вайкуле по-прежнему существует, но довольно скромно (тут надо заметить, что популярный в Прибалтике кондитерский бренд Laima к певице Вайкуле отношения не имеет, хотя и невольно ее рекламирует).

Примером разумного подхода к своим немузыкальным активам может служить Андрей Макаревич, владелец торговой марки «Смак». Сам лидер «Машины времени» говорит, что этот бизнес нужен ему для того, чтобы иметь возможность дарить друзьям качественную водку. Как говорится, «за качество отвечаю». «Смак» производит и другие вполне съедобные продукты питания, занимает свою скромную нишу и не претендует на какое-то господство на рынке.

Побочный бизнес может принести успех, если, затевая его, четко представлять портрет потенциальных потребителей продукции. По примеру западных звезд многие наши задумываются о запуске модных линий одежды и аксессуаров. Кто это захочет носить? Кому нужна дизайнерская сумка от «Ранеток»? С этой точки зрения совершенно правильно строит «модный бизнес» группа «Звери», выпускающая свою одежду крошечными партиями, имеющими успех у фанатов. А реши они завалить своими джинсами всю страну — прогорели бы как пить дать.

 

Рэпер Тимати занимается клубным бизнесом, но с переменным успехом. После закрытия очередного заведения вновь поднимается волна не вполне справедливых разговоров, что это не бизнес, а так, развлечения на папины деньги. Кстати, в коммерции не замечен никто из юных действующих на эстраде выпускников «Фабрики звезд» (Тимати не в счет, он и на «Фабрику» пошел только за ТВ-раскруткой): чтобы хотя бы решиться рискнуть, нужна бОльшая степень самостоятельности, чем та, к которой привыкли зависимые от продюсеров «полуфабрикаты». Сами ведущие продюсеры практически не занимаются побочным бизнесом: для них гораздо прибыльнее их основная деятельность по обеспечению музыкальных потребностей народа.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+