Как себя вести во время предварительного расследования
У следствия есть масса хитрых уловок, но их можно избежать
Предварительное расследование носит инквизиционный, закрытый характер. И в этом его принципиальное отличие от следствия судебного: по сути состязательного процесса, где судьей обеспечивается равенство сторон. Однако это равенство мнимое, поскольку позиция стороны обвинения основана на прочном фундаменте материалов уголовного дела, тогда как сторона защиты вряд ли будет обладать таким объемом доказательств. Кроме того, к представленным защитой доказательствам суды в большинстве случаев относятся скептически.
Теоретиками уголовного процесса достаточно давно обсуждается вопрос о необходимости придания приоритетного статуса доказательствам, полученным на судебных стадиях, наделения их большим весом по сравнению с доказательствами, собранными на предварительном следствии.
В законе закреплено такое понятие, как тайна предварительного следствия. Из изложенного следует, что участники уголовного процесса (потерпевший, свидетели, обвиняемый, защитник и пр.) не могут получить доступ к сведениям, содержащимся в материалах уголовного дела, до окончания расследования по существу и обвиняемый не может знать, какими доказательствами обладает следователь. Поэтому, как мы ранее говорили, торопиться с дачей показаний не стоит: выдвинутая вами версия может идти вразрез с совокупностью других доказательств, что, конечно же, поставит правдивость ваших слов под сомнение.
Уголовный процесс строится таким образом, что у следователя есть масса возможностей получить необходимые доказательства против вашей воли. Исходя из буквы закона, такие доказательства следует признавать недопустимыми и исключать из перечня доказательств обвинения. Однако суды подобной практики не придерживаются, они «спасают», «вытягивают» дела, закрывают глаза на очевидные нарушения закона. Отсюда и мизерное количество оправдательных приговоров.
Итак, у следователей обходных маневров множество: отказался обвиняемый, содержащийся в СИЗО, давать образцы крови для исследования (а это его конституционное право), его пригласит врач изолятора и скажет, что нужно взять кровь на анализ, поскольку есть опасность, что он заразился, например, туберкулезом. Заботиться о здоровье арестованного никто не будет. Просто следователь протоколом выемки заберет образцы крови своего обвиняемого у врача и назначит нужную экспертизу.
Или кто-то отказывается давать образцы голоса для проведения фоноскопической экспертизы (например, следствие располагает записью ваших переговоров). Можно провести какое-либо следственное действие под запись, снять процесс на видеокамеру и т. д. Таким образом получить образцы.
Существует масса хитрых уловок, но их можно избежать. Опытные защитники видят вектор проводимого следственного действия и не допускают ограничения прав своих подзащитных.
В следующий раз мы поговорим о том, как вести себя при проведении таких «внезапных» мероприятий, как обыск, выемка, обследование помещений.