На этой неделе исполняется два года присоединению Республики Крым к России. Политические и правовые оценки этого события разнятся от "исторического воссоединения" до "незаконной аннексии". Тем временем, как верно заметил Владимир Путин в своем интервью журналу Bild в начале этого года, действительное значение имеют судьбы людей, а не принадлежность территории. По прошествии двух лет появилась возможность обернуться назад и сделать предварительные выводы о том, что способствовало, а что стало препятствием благополучию людей как на полуострове, так и за его пределами.
Не секрет, что источниками благосостояния любого народа являются природные богатства и созидательный труд. В какой же мере условия для такого благосостояния существуют на полуострове и как они изменились за последние два года?
Известно, что до появления в Крыму вежливых солдат российской армии он представлял собой депрессивный дотационный регион Украины. Логично предположить, что люди, голосовавшие за воссоединение с Россией ожидали, что их новая родина, движимая благородным порывом защитить жителей (оставим риторику о "самой большой разделенной нации в мире" дабы избежать негативных коннотаций), создаст наиболее благоприятные условия для осуществления инвестиций и развития полуострова. Реальность оказалась чуть более жестокой, хотя трудно сказать, что она была непрогнозируемой.
Люди
Люди стали испытывать новые лишения, связанные с аннексией, практически сразу после присоединения полуострова. По состоянию на январь 2016 года только в реестре ЕСПЧ было зарегистрировано более 2300 жалоб в связи с событиями в Крыму и в Восточной Украине, как против Украины, так и против России, включая жалобы на пытки и похищения и жалобы на лишение прав собственности на полуострове. Взаимные формальные и неформальные эмбарго периодически создают угрозу продуктовой, энергетической и транспортной блокады Крыма, что грозит новыми нарушениями прав крымчан.
Бизнес
Почти сразу после присоединения полуострова стартовал разнообразный передел собственности. Часть украинских и иностранных компаний сделали шаги, направленные на продажу бизнеса, ряд российских компаний рассматривали возможности приобретения активов. Однако уже в марте 2014 года были введены международные санкции, препятствующие ведению нормального бизнеса в Крыму, которые впоследствии только расширялись. Эти санкции стали ключевым препятствием для дальнейших частных инвестиций в Крым, а также для сделок с активами, расположенными на полуострове.
Часть компаний были изгнаны с полуострова или лишились своей собственности в результате действий новых властей Крыма.
В итоге несколько исков было подано в Постоянную палату третейского суда в Гааге на основании Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций между Россией и Украиной 1998 года, часть исков компаний оказались в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), а также в Стокгольмском арбитраже.
Государство
Было бы ошибкой утверждать, что все тяжести легли только на жителей Крыма и на отдельные украинские компании. К ответственности призвано и российское государство, а значит, и его налогоплательщики – граждане России. Несколько жалоб было подано Украиной против России в ЕСПЧ, еще три иска готовятся к подаче в Международный Суд ООН: первый на основании Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, второй – на основании Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, третий – на основании Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, который будет подан в связи с незаконным захватом недр континентального шельфа Черного моря, незаконной рыбной ловлей, несогласованным строительством газовой трубы, линий электропередач, моста над Керченским проливом и по ряду других оснований.
Остается только констатировать, что какими бы благородными порывами и красивыми словами ни было обрамлено присоединение полуострова, жизнь подтверждает печальную истину: за амбиции политиков счет приходится оплачивать простым гражданам, а его размер нам всем еще предстоит узнать.