Автомобиль в мегаполисе давно уже не только средство передвижения, но и источник проблем. Прежде всего из-за парковки. Ее поиск отнимает либо время, либо деньги. Расширение зоны платной парковки становится воплотившимся кошмаром столичных автолюбителей. И уже жители окраин с завистью поглядывают на «подмосквичей», избавленных от резидентных разрешений и других «приветов» от столичного дептранса. Впрочем, даже Новую Москву чаша сия может не миновать. Троицкие власти решили взять на вооружение ноу-хау Максима Ликсутова.
Наукограду Троицку повезло с названием. Как отмечает академик Виктор Маслов, неожиданно попали в самую точку. В эпоху развитого социализма, разумеется, никто не предполагал, что через 30 лет, с наступлением постмодернистского консерватизма, ассоциации с религиозным символом окажутся более чем уместны для города физиков-экспериментаторов.
Но на этом все везение Троицка заканчивается.
Добраться до него можно только на автотранспорте. Железную дорогу прокладывать не стали, чтобы вибрации не помешали проведению сложных экспериментов, связанных с изучением земного магнетизма. Но теперь, когда Троицк попал в Новую Москву, больные, которых везут в столичные клиники, имеют возможность почувствовать на себе всю прелесть дорожных заторов. При этом местная троицкая муниципальная больница закрыта из-за недозагруженности — московский депздрав оптимизировал приобретенный актив. Тем, кому врач уже не поможет, тоже не избежать пробок на последнем пути. Троицкий морг принимает лишь тела скончавшихся в академической больнице. Горожан, которых угораздило умереть в своей постели, отправляют в московские морги.
Вероятно, это все элементы хитрого эксперимента, призванного сделать жителей Троицка более смекалистыми и изворотливыми. Продемонстрировать как раз те качества, которые отличают настоящего ученого, не пасующего перед трудностями. И тем самым простимулировать новые научные открытия.
В таком случае есть смысл порадоваться за обитателей наукограда – им повышают уровень сложности. Глава городского округа Троицк Владимир Дудочкин заявил о возможности распространения зоны платных парковок на Новую Москву. Поскольку «есть центры притяжения, где транспортная обстановка очень тяжелая».
Сам Троицк Дудочкин не упомянул. Но, учитывая должность спикера и тот факт, что Новая Москва, в отличие от «старой», не изобилует территориями со сравнительно высокой плотностью населения, трудно предположить, что чаша сия минует наукоград.
Припарковаться в Троицке не проще, чем в каком-нибудь Северном Бутово. При этом парковочные «щупальца» Ликсутова и его департамента транспорта уже подбираются к спальным районам и вот-вот выйдут в замкадье. В минувшие выходные «черные метки» получили автовладельцы, проживающие рядом с Кунцево, Новогиреево, Медведково, Коньково, Юго-Западной и еще 30 вовсе не центральными станциями метро.
Когда на МКАД стоят протестующие дальнобойщики и встречают в основном сочувственные отзывы с трудом объезжающих их москвичей, ликсутовская целеустремленность — последнее, что нужно и столичным, и федеральным властям.
Но дептранс стал заложником собственной политики.
Вынуждая горожан пересаживаться на общественный транспорт, Ликсутов и его подчиненные обрекли на ежедневный автомобильный коллапс микрорайоны, прилегающие к конечным станциям метро. Перехватывающих парковок оказывается явно недостаточно, чтобы вместить автомобили, которые клерки, приезжающие из области или Новой Москвы, бросают и — во исполнение заветов дептранса — пересаживаются на подземку.
Работа в центре, жилье в пригородах — по такому принципу живет средний класс любого мегаполиса. Москва в этом плане не исключение. Собственно, единственным относительно позитивным эффектом от присоединения части Подмосковья стало увеличение темпов жилищного строительства на территориях, которые прежде были областными. Однако очередное расширение зоны платной парковки кардинально меняет устоявшийся было транспортный ритм «подмосквичей» и «новомосквичей». Как добираться до офиса, если даже стоянка на московской окраине влетит в копеечку?
Да, есть автобусы, электрички. Люди найдут выход — так, наверное, убеждают себя в дептрансе. А «железные кони», на которые изначально рассчитывали жители глубокого замкадья, постоят в своих стойлах. Заодно и на шоссе будет меньше пробок. По крайней мере можно тешить себя такой надеждой.
Впрочем, гораздо вероятнее другое — перемещение стихийных автомобильных скоплений дальше в сторону области.
Это прекрасно понимают Дудочкин и его коллеги из троицкой администрации. Не нужно быть Вангой, чтобы предсказать транспортные коллапсы в Троицке и других «новомосковских» городах-спутниках. И не нужно быть Ликсутовым, чтобы попытаться извлечь из этого «неизбежного зла» хоть какую-то пользу для местной казны.
Допустим, менеджеры среднего звена, которым выпало счастье родиться или поселиться в наукограде, потянут оплату резидентных разрешений. А вот для ученых, особенно молодых, дополнительные расходы могут оказаться весьма обременительными. И при таком транспортном раскладе только очень упертые или, наоборот, не слишком одаренные предпочтут троицкие научные институты другим российским или, чего доброго, зарубежным аналогам. Последнее чревато уже не просто дальнейшим отставанием отечественной науки. По данным Die Welt, ИГ (запрещенная в России организация, — Forbes.) вербует физиков и химиков для создания оружия массового поражения. Очень не хотелось бы, чтобы «гранты» ИГ для кого-то стали альтернативой работе в Троицке.