Газовый арбитраж: почему Киев вряд ли добьется от «Газпрома» снижения цены
Украина основательно застряла в своем прошлом. Реинкарнировав в новом президенте Петре Порошенко все свои старые проблемы, страна решила отыграться за газовый контракт с Россией от 2009 года. И «газовая война» между Москвой и Киевом — не лучшее наследие середины 2000-х годов, когда отношения с бывшими союзными республиками переводились на рыночные цены, — разразилась вновь.
Контракт 2009 года начал вызывать нарекания с украинской стороны почти сразу с момента подписания. Перманентной стала и угроза обращения в Стокгольмский арбитраж, даже процесс над бывшим премьером Юлией Тимошенко рассматривался не иначе, как первый шаг на пути признания документа недействительным. Но даже когда экс-глава правительства была осуждена, «газовое дело» не получило никакого развития. Теперь же, когда старые подписанты с украинской стороны снова в деле, а Верховный суд Украины признал отсутствие состава преступления в действиях Тимошенко, претензий к контракту должно было стать поменьше. На деле их стало только больше. Киевским властям не нравится все: и цена на газ, какой бы она ни была, и цена транзита, и контрактные объемы.
Газовый контракт 2009 года — действительно достойный подарок, который преподнесла Украине бывший премьер в пылу борьбы с донецкими олигархами. В качестве базовой цены, на основе которой с учетом динамики цен на нефтепродукты на средиземноморском рынке определяется фактическая контрактная цена, в документе принята цена в $450 (здесь и далее — за 1000 куб. м). То есть цена исходя из заложенной формулы будет низкой только в случае глубокого падения цен на нефть. Текущая цена с учетом индексации — $485. Российская сторона готова к компромиссу и предлагает скидку в размере $100. «Газпром» даже готов согласиться на частичную оплату долга.
Позиция Украины куда более расплывчата.
Премьер-министр Арсений Яценюк признал, что цена на газ $268, действовавшая в I квартале 2014 года, носила нерыночный характер, но настаивает на ее сохранении. Кроме того, Украина требует пересмотреть условия действующего контракта — отказаться от условия take or pay, а также разрешить реэкспорт российского газа. После нескольких раундов переговоров позиция Украины несколько изменилась — и возникла новая цена в размере $326 на ближайшие 18 месяцев, которую Украина посчитала просто как среднее между российской и своей первоначальной ценами. При этом вопрос о сроках погашения задолженности за II квартал 2014 года, по мнению украинской стороны, остается предметом для переговоров, а в дальнейшем цены на российский газ должны будут устанавливаться с учетом решения Стокгольмского арбитража.
С 16 июня Украина переведена на предоплату, обе стороны подали встречные иски в арбитраж. «Газпром» — о взыскании долга в $4,5 млрд, «Нафтогаз» — о пересмотре контракта и о невероятной переплате за газ в размере $6 млрд. Перспективы и сроки проведения арбитража неопределенные. Для «Газпрома» подача иска — исключительно верный шаг.
Очевидно, что всю сумму долга «Газпром» отсудить не сможет.
Наиболее вероятно, что суд признает задолженность за поставки 2013 года, а долг за апрель-май 2014 года, исходя из цены $485, останется спорным. Вероятно, суд не признает основанием для увеличения цены одностороннюю денонсацию Россией «Харьковских соглашений» (по которым Россия давала Украине скидку на газ в счет арендной платы за пребывания Черноморского флота в Севастополе), и задолженность может быть исчислена из цены поставок 2013 года, но и такой вариант, скорее всего, устроит российского поставщика.
Ответный иск может дать Украине еще меньше того, что сейчас ей предлагает «Газпром». Арбитражная практика показывает, что самое большее, чего добивались европейские компании в суде от «Газпрома», — снижение цены на 10-15%, что в рамках контракта с Украиной эквивалентно цене $412-437.
Но так ли высока цена для Украины по европейским меркам, на которые она любит ссылаться? В 2013 году средняя стоимость российского газа для Украины составляла $413,5, при этом большинство соседей Украины приобретали сырье по более высоким ценам. Так, стоимость газа для Словакии составила $449, для Польши — $423. Еще выше была стоимость газа для Литвы — $466.
Впрочем, в Украине обычно сравнивают стоимость российского газа для Украины и Германии. Немецкие компании в 2013 году платили за российский газ $363. Если из этой цены вычесть расходы на транспортировку газа от украинской границы до Германии, то стоимость газа для Украины должна составить $315-325 — тот уровень, на который Украина временно готова согласиться.
Такая концепция расчетов (net back) всем хороша, но за редким исключением не реализуется на практике.
И на это есть много причин. Во-первых, net back используется в основном производителями при оценке эффективности поставок на различные рынки, но для потребителей более актуален расчет стоимости альтернативных поставок, то есть возможно ли заместить российский газ поставками из других источников и сколько это будет стоить? Именно поэтому стоимость российского газа для стран Восточной Европы, которым очень трудно найти замену российским поставкам, за редким исключением, выше, чем для стран Западной Европы.
«Рыночной» ценой для Украины, на наш взгляд, может считаться стоимость реверсных поставок газа (при всей условности реверса и т. д). В таком случае для поставок на Украину из Германии к цене российского газа на немецкой границе нужно прибавлять стоимость транспортировки газа от границы ФРГ до Украины, а не вычитать ее, как это было бы при расчете в рамках net back. В этом случае стоимость газа для Украины составит $380-400. Поэтому предлагаемая российской стороной цена $385 является вполне рыночной.
Другим важным фактором, влияющим на уровень цены, являются различные риски, включая и возможность неоплаты. Все европейские страны, получившие в 2012-2013 годах скидки от ОАО «Газпром», являлись добросовестными плательщиками. В случае с НАК «Нафтогаз Украины» говорить о надежности плательщика вряд ли возможно.
Введение режима предоплаты более чем оправданно, и правильнее было бы вводить его в мае. Ни «Нафтогаз», ни правительство Украины сейчас не могут гарантировать оплату газа, это ясно продемонстрировали длительные безрезультатные переговоры. Переход на предоплату позволит по крайней мере остановить лавинообразное нарастание долга НАК. Уже сейчас задолженность НАК сопоставима с квартальным планом инвестиций «Газпрома», или 20% стоимости строительства подводного участка газопровода «Южный поток».
Поиск нового компромисса может занять долгое время. До сентября Украина обойдется за счет внутренней добычи и минимального отбора газа из подземных хранилищ. Но с каждой неделей промедления возрастают риски бесперебойного снабжения европейских потребителей зимой. Но сейчас это, похоже, не очень беспокоит даже Еврокомиссию.