Все в этой встрече Путина с лидерами интернет-индустрии было не тем, чем казалось. Это не была встреча с интернет-общественностью, потому что наличие аккредитации на форум интернет-предпринимательства не предполагало встречу с Путиным: для этого нужен был специальный VIP-пропуск, о получении которого можно было договориться только за закрытыми дверями, поэтому большую часть общественности в зал не пустили, и задние ряды были заняты крепкими затылками сотрудников ФСО.
Это, в общем, не была даже встреча Путина с лидерами интернет-индустрии для обсуждения проблем отрасли.
Встреча была организована Фондом развития интернет-инициатив, созданного Агентством стратегических инициатив в марте 2013 года, и фонд использовал признанных лидеров отрасли, включая Yandex и Mail.ru, чтобы на их фоне представить президенту собственные стартапы. Видимо, это и была главная тактическая задача встречи. Кстати, успешно выполненная: директор фонда Кирилл Варламов, бывший инженер "Уралмаша" и доверенное лицо Путина на выборах 2012 года, сидел на встрече по правую руку от Путина, в то время как Аркадию Воложу из Yandex досталось кресло слева.
Накануне многие вспоминали встречу Владимира Путина, тогда еще премьера, с интернетчиками 29 декабря 1999 года в доме правительства — первый и единственный за 15 лет разговор Путина в таком формате с Рунетом. В конце концов, на фоне непрекращающегося потока репрессивных законодательных инициатив сам Путин много чего наговорил о глобальной сети в последнее время – от ремарки про интернет как детище ЦРУ до точечных атак на Yandex, уронивших курс его акций, а заодно Mail.ru и Qiwi на NASDAQ.
Паника стала разливаться в воздухе, и в Москву начали съезжаться американские портфельные инвесторы, переставшие понимать, что происходит с российским интернет-бизнесом.
И после этого последовали звонки из администрации в крупнейшие интернет-компании страны с приглашением на встречу с президентом 10 июня.
15 лет между двумя встречами – это как раз тот срок, за который российский интернет вырос до серьезных масштабов и стало понятно, что Россия – одна из очень немногих стран, где местный бизнес способен удерживать лидирующие позиции, не уступая поле глобальным платформам и, стало быть, не нуждаясь ни в каких формах государственного протекционизма.
Однако люди, пришедшие 10 июня в здание бизнес-центра Sylver City на Серебрянической набережной, на лидеров такого бизнеса похожи не были.
Два с половиной часа на открытой секции они, как предполагалось, обсуждали будущее российского интернета. За это время Аркадий Волож, (Yandex), Дмитрий Гришин (Mail. Ru Group), Сергей Плуготаренко (РАЭК), Андрей Чеглаков («Ростелеком»), Герман Клименко (Liveinternet), Николай Молибог (РБК), Сергей Фаге (Ostrovok.ru), Маэль Гаве (Ozon), Александр Мамут (Rambler & Co), Оскар Хартманн (KupiVIP.ru) и Борис Добродеев («ВКонтакте») говорили о чем угодно (ведущий Плуготаренко предлагал пофантазировать о том, что будет через 20 лет), но только не о том, что Рунет в нынешнем виде в очень недалеком будущем может просто перестать существовать. Регулирование как-то не пришлось к слову. Впрочем, нет, Сергей Фаге настойчиво предлагал воспользоваться опытом Китая. Блогерский закон был упомянут только раз, да и то только новым лицом «ВКонтакте» г-ном Добродеевым-младшим, который нашел в этом даже повод для гордости за индустрию: в vk, оказывается, около 80 000 групп с более чем тремя тысячами последователей, что чуть ли не больше чем интернет-сми в стране. Да что там, даже имя Владимира Путина не было упомянуто никем из участников разговора.
В зале, между тем, все это время находились представители государства, например глава Роскомнадзора Александр Жаров.
Приходится считать, что такая простая мысль, как попытаться публично сформулировать и обозначить позицию отрасли перед встречей с президентом, видимо, не пришла никому в голову. Cледов этой выработанной позиции не было видно и из того, что известно о закрытой части, на которой был Путин. Там тему регулирования в крайне общих словах поднял только Дмитрий Гришин, в какой-то момент даже вынужденный сказать, что интернетчики – люди отнюдь не «отмороженные». Аркадий Волож предпочел говорить о том, что Россия – одна из всего четырех стран мира, где есть своя поисковая технология, и почему это важно.
Создавалось полное впечатление, что все это время лидеры интернет-индустрии пытались показать государству сначала в лице Александра Жарова, а потом и лично Владимира Путина, что они все-таки могут быть, несмотря на репутацию «отмороженных», используя термин Дмитрия Гришина, полезны государству.
15 лет назад, в декабре 1999 года, разговор Путина с интернетчиками начался с того, чем государство может быть полезно интернет-бизнесу.