К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Болотный» приговор как попытка напугать общество

фото Макса Новикова для Forbes
фото Макса Новикова для Forbes
Кремль дает понять, что продолжит «гнобить» либералов. Но это опасная идея

21 и 24 февраля на двух заседаниях огласили приговор восьми участникам манифестации 6 мая 2012 года на Болотной площади. Одновременно московские власти провели массовые задержания сторонников фигурантов дела. Еще в пятницу в отделениях полиции оказались более 200 человек. Несмотря на это, несколько тысяч оппозиционеров пришли в понедельник утром к зданию суда, а вечером того же дня — на Манежную площадь. У суда задержали 230 человек, на Манежной — более 400. Так же развивались события в Петербурге.

Массовые задержания происходят на фоне киевских событий, успеха «евромайдана». Надо напомнить, что «оранжевая революция» 2004 года оказала огромное и длительное влияние на внутреннюю политику Кремля. Именно под влиянием прошлого майдана произошла трансформация российского политического режима.

Из Владимира Путина окончательно выветрился «бывший сотрудник Собчака» и появился «будущий автор мюнхенской речи».

 

В 2004-2008 годах были заложены все основы специфической системы политического управления, которая через десять лет приняла свои окончательные формы.

Сегодня многие спрашивают: как скажется «евромайдан» на российской политике? Ответить на этот вопрос не так уж просто. С одной стороны, надо ожидать худшего. С другой — непонятно, что власть еще может сделать. Ведь за десятилетие не только закручены все гайки — произошло перерождение самой политической ткани российского общества. Оно уже не просто лояльно, оно породило в себе целое новое поколение пламенных антилибералов, сторонников войны с Западом и искренних потребителей идеологии «а-ля Дмитрий Киселев».

 

После московского протеста 2011-2012 годов приняты тотальные меры «нормализации». Законодатели уже утвердили все возможные законы, криминализующие любую независимую общественную и политическую активность. Проведены чистки НКО. В СМИ уже произошли и продолжаются смены собственников и руководителей. Что еще можно сделать? Наращивать список политзаключенных? Надо напомнить, что в 2004-2008 годах под следствием и в тюрьмах, кроме Михаила Ходорковского, находились исключительно радикалы-нацболы и национал-экстремисты. Но «болотное дело», Пусси Райот, уголовное преследование Алексея Навального и многие другие события последних лет направлены уже против людей и организаций, которых никак не запишешь в «экстремистские». Политика «нормализации» неизбежно порождает «диссидентов» и наращивает список преследуемых по политическим мотивам.

Очевидно, что четыре года лагерей кандидату физико-математических наук Сергею Кривову присудили как бы в «острастку» остальному обществу. Такова же и логика массовых задержаний. Но в чем смысл этих задержаний, если мы видим на площади известного филолога и издателя Ирину Прохорову, знаменитого театрального режиссера Владимира Мирзоева, а среди задержанных — главные редакторы известных изданий, профессор конституционного права из крупнейшего вуза страны, известнейший российский математик, студент консерватории и врач-рентгенолог? Половину московского культурного истеблишмента можно было увидеть вечером 24 февраля на подходах к Манежной площади.

С 2003 года в российском парламенте нет представительства либеральной части российского общества.

 

И удивительно, но Кремль десять лет неутомимо — и при Владиславе Суркове, и при Вячеславе Володине — делает все, чтобы ни один политический проект, представляющий эту — довольно многочисленную — часть общества, так и не получил представительства. За десять лет шесть раз стартовали партийные проекты разной мощности, ресурсов и обаятельности лидеров. Но даже Прохорову и Навальному не дали возможности довести дело до результата. И наоборот: вместо того чтобы предоставить либералам парламентское представительство, единственное, что делает Кремль, — подогревает идеологическую травлю в подконтрольных СМИ.

Три месяца назад Путин встречался с руководителями малых партий и на этой встрече сказал Владимиру Рыжкову: «Володя, мы не ставим себе целью вас гнобить». Смысл этой фразы совершенно неясен на фоне массовых задержаний 21 и 24 февраля, вульгарнейших диффамаций в программах Киселева и Владимира Соловьева и политическом вещании федеральных каналов, на фоне все новых инициатив Госдумы по части ограничений свободы высказываний. У Кремля нет никакой идеи относительно представительства 25% граждан в общественном и политическом процессе. В действительности идея одна: «гнобить». Идея архаичная, безумная и опасная.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+