Оппоненты путинского режима встретили объявление о первых за 10 лет выборах московского градоначальника в деморализованном, разобщенном и апатичном состоянии. Без энтузиазма. И это очень плохо. Но при любой организации выборов победить Сергея Собянина можно. Единственное, что для этого нужно, — договориться друг с другом.
Почему выборы важны
У Собянина нет проблем ни с легитимностью в Москве, ни с одобрением его деятельности Путиным. Целью проведения выборов сейчас, вероятно, является желание «разгрузить» 2015 год, когда оппозиция может стать сильнее и не дать повода к протестам накануне большого выборного цикла. Хочется «превентивно зацементировать политическую конструкцию», спокойно и безболезненно избраться сейчас, пока москвичи благодушны. Впрочем, к 2015 году может вырасти разочарование не только властью, но и оппозицией, особенно если она продолжит пребывать в своем нынешнем состоянии.
Майский соцопрос НИИ социальных систем при МГУ сулит Собянину 54%, Лужкову — 13%, Прохорову — 12%, а Навальному — 2% голосов. ФОМ не дает Прохорову (кандидат №2) больше 15-17%. Вот и назначили выборы. Имея гигантское преимущество на старте, власть вряд ли заинтересована в чрезмерном административном вмешательстве и масштабных фальсификациях, справедливо считает политолог Михаил Виноградов. Ведь они могут спровоцировать выход на площадь. В 1996 году Лужков даже собирал подписи за соперников, чтобы выборы не были безальтернативными.
К Собянину москвичи относятся без любовного фанатизма, как это было с Лужковым, — с прагматичной нейтральностью, замечает политолог Александр Кынев. Отдавая ему должное. По идее, этого вполне достаточно для победы.
Оппозицию московские выборы ставят на грань выживания.
Одновременный разгромный проигрыш выборов в Москве и области — а пока ожидать чего-то другого сложно — надолго поставит крест на попытках недовольных политическим режимом что-либо изменить в стране. Московский мэр — вторая по значимости выборная должность в России, замечает Аркадий Любарев, эксперт КГИ и один из лучших в России специалистов по выборам. Большего доказательства собственного бессилия, чем этот двойной проигрыш, не вообразить.
Если Собянин победит с близкими к лужковским процентами (см. таблицу), а, по сведениям из мэрии, ставится задача набрать 60-65%, москвичам откажут в праве быть «рассерженными», пишет в «Коммерсанте» Глеб Черкасов. Миллионы колеблющихся избирателей получат веское доказательство отсутствия альтернативы и увидят: лучшее, что они могут сделать со своими голосами, подороже «продать» их партии власти.
Без боя проиграть внезапную битву за Москву — доказать свою недееспособность на несколько лет вперед.
Почему это не выборы
Нынешние выборы не настоящие. Власти имеют возможность не допустить любого не нужного им кандидата-самовыдвиженца, забраковав собранные подписи (нужен 1% избирателей — около 73 000). Основной потенциальный соперник Собянина — Алексей Навальный — к моменту выборов может быть осужден Кировским судом.
И главное, муниципальный фильтр при подконтрольности основной массы депутатов Собянину позволяет выдвинуться лишь 1-2 кандидатам, которые пойдут на выборы без отеческого благословения Собянина или парламентской партии. Кандидат должен собрать (ст. 34, п.16 московского Избирательного кодекса) подписи 6% депутатов (каждый может поддержать только одного кандидата) из не менее чем ¾ муниципальных образований.
Собрать без санкции Собянина подписи депутатов 110 из 146 муниципальных собраний абсолютно нереально. Ведь независимые депутаты не равномерно распределены по Большой Москве, а сосредоточены в 3-4 округах. Подавляющее большинство коллег поддержит Собянина, пишет депутат Максим Кац, даже если из мэрии не будет на то жесткого указания. За месяц кандидаты в мэры просто не успеют честно договориться с каждым депутатом, а «покупать» их не выход. Квота оппозиции на этих выборах — 1-2 кандидата, остальным удастся выдвинуться только с фактической санкции мэрии.
Подбор соперников Собянину уже идет. Михаила Прохорова к участию в выборах дружески подталкивали единороссы, а о возможном участии в них его сестры Ирины сообщил источник в Кремле. На самом деле, однако, совершенно не важно, у кого из кандидатов какие договоренности с Кремлем.
Важно, кого договорятся считать выразителем своих интересов «рассерженные» москвичи.
Собянин — неплохой мэр
Он уже сделал больше, чем Лужков, которого москвичи терпели бесконечно долго. Исторические памятники почти не сносит, творения Церетели где попало не ставит, торговые моллы у транспортных развязок не строит: работа над ошибками предшественника проделана. Собянин делает ровно то, чего «продвинутые» москвичи ждали от Лужкова лет 10 назад: занялся общественными пространствами (парки, парковки, велосипеды, пешеходные зоны) и транспортной инфраструктурой. Улучшилась ситуация с уборкой улиц и дворов. Правда, москвичи начинают осознавать, что пробки не от нехватки дорог, а от избытка машин и никудышного общественного транспорта. Реконструировав (т. е. испортив) пару «вылетных» магистралей, власть тоже наверняка к этому придет. В числе ошибок — ликвидация рынков, киосков и торговых павильонов. Неудача с плиткой, вырубка деревьев: масштаб претензий к Лужкову был куда больше.
Большинство вопросов к Собянину адресованы ему не как к мэру, а как к одному из лидеров политического режима. Мэрия плохо коммуницирует с народом, не видит несогласных с ее идеями, пытается имитировать общественное одобрение своих инициатив. Это касается всей линии поведения относительно протестных митингов, нелепого проекта с гайд-парком и т. д. Петербуржцы довольны жизнью в своем городе заметно больше москвичей. Возможно, москвичей обижает отношение к себе не как к жителям свободного города, а как к потребителям, которые должны передвигаться строго по расставленным мэрией указателям.
Как проиграть Собянину
Первый способ — думать не о выигрышной стратегии, а о том, как ловко власть нас надула. Да, по ресурсам Собянин на голову сильнее всех оппонентов. Да, выборы назначены в удобный для власти момент. Но думаете, с другими выборами будет иначе? Нет. Власть добровольно разоружаться не станет. Имея лишнего ферзя и видя, как поставить сопернику мат в 3 хода, вы не будете добровольно портить выигрышную позицию. Беспрерывные жалобы на нечестность и несвоевременность выборов и прочее нытье — верная дорога к проигрышу. По ней, однако, вышагивают и Геннадий Гудков, и Сергей Алексашенко, и Михаил Прохоров.
Если подойти к выборам правильно, они оживят протестное движение.
Москва реполитизируется, у горожан появится здоровая злость, предсказывает политолог Борис Кагарлицкий, и досрочные выборы станут ошибкой Кремля: «Я бы на их месте, пока на Болотной площади все успокоилось, сидел бы сейчас тихо». Слишком сильное административное вмешательство в выборы разозлит москвичей, а слабое дает шанс на хороший результат.
Второй способ проиграть — это выдвинуть много альтернативных Собянину кандидатов. Произойдет растаскивание целевой аудитории и немногочисленных независимых муниципальных депутатов. Возглавляемое Сергеем Митрохиным «Яблоко» получило на выборах в Мосгордуму в 2005 году 11,1%, а в 2009-м — 4,7%. Поэтому, хотя «Яблоко» много делает для улучшения городской политики, Митрохин — хороший спарринг-партнер для Собянина. У него нет шансов превзойти результат Кириенко-Лебедева, а значит, лучше идти вице-мэром при более сильном кандидате. О шансах оппозиционеров Алены Поповой и Сергея Удальцова, объявивших о желании идти в мэры, я лучше умолчу.
Выдвижение единого кандидата — большая проблема. В России еще не выросла полноценная оппозиция — сила, которая может прийти к власти и стать правящей. Разногласия между политической и гражданской, левой, либеральной и националистической оппозицией мешают выработке объединяющей платформы.
Третий способ проиграть — бойкотировать выборы, объясняя это тем, что они нечестные. Это предлагает, например, Ксения Ларина («Эхо Москвы»). Обсуждают такой вариант и «политики с Болотной». Пользы от него не больше, чем от бойкота выборов избирателями, не тратящими времени на голосование и наблюдение. Жаловаться потом имеет смысл только на себя. Вы можете объяснить рядовому избирателю, что итоги выборов фальсифицированы: украли голоса. Но объяснить, что вы не стали баллотироваться, потому что выборы нечестные, — никогда. Если правила игры несправедливые, а победители в сговоре с судьей, изменить правила можно только продемонстрировав силу. Например, показав хороший результат по действующим правилам.
Четвертый способ проиграть — ругать Собянина почем зря. Так, как это делают Борис Немцов, Сергей Митрохин, Алексей Навальный. Вешать на оппонента всех собак. Оскорбляя корректного и. о. мэра, несложно собрать под тысячу лайков, но не более того. Собянин — сильный оппонент, почему бы не признать его достоинства?
Как победить
Времени на подготовку к выборам не хватает никогда. Летняя кампания — трудность не для оппозиции, а для партии власти, ведь это ее ядерный электорат полностью отключается от политики в дачный сезон. Достучаться до него и уговорить потратить сентябрьское воскресенье на голосование, а не вывоз яблок и кабачков с дачи — проблема Собянина, а не оппозиции. Электорат Прохорова и Удальцова, жалующихся на неудобство летней агитации, едва ли так уж увлечен овощами и фруктами.
Проведение избирательной кампании летом создаст больше всего сложностей Собянину, а не его оппонентам.
Их потенциальный электорат всегда на связи: уровень проникновения мобильного интернета в Москве достиг 30%, продажи смартфонов бурно растут. Есть и более оптимистичные цифры. Ежедневно пользуются мобильным интернет-доступом 41% владельцев смартфонов и планшетов в России, а в Москве — около половины. В основном — для выхода в соцсети и YouTube, где информация быстро распространяется. Что еще надо? Так что единый день голосования в сентябре не подстава, а хороший подарок оппозиции.
Сейчас в Москве проживает около 7,3 млн избирателей. Из них в «новой Москве», где проще фальсифицировать результат, — 184,500. Явка на московских выборах, если без сверхусилий, составляет порядка 60% (4,4 млн). Кириенко и Лебедев привлекли на свою сторону около 500 000 москвичей. Большим успехом было бы превзойти их результат вчетверо.
На президентских выборах Прохоров набрал 20,5%. И это были голоса, отданные не ему лично, а «против Путина». По идее, их может получить любой привлекательный альтернативный кандидат. И 51% москвичей, довольных, по данным ФОМа, работой Собянина — тоже потенциальный электорат «протестного кандидата»!
Оппозиции надо донести до москвичей простую мысль: Собянин — неплохой мэр, и в этом качестве мы с ним не соревнуемся — бесполезно. Но в сентябре москвичи не мэра выбирают (президент все равно может отправить его в отставку в любой момент), а отстаивают право быть свободными. Разгуливать по бульварам с белыми ленточками без боязни оказаться в кутузке и т. д. Собянин не должен обижаться: ничего личного, просто свобода нужнее.
Можно быть довольным его работой и проголосовать за другого.
Это единственный способ выиграть Москву, как бы перевернув шахматную доску. Олицетворением стремления к свободе может стать кто угодно — Навальный, Прохорова, Прохоров, при большой подготовительной работе даже Митрохин, еще кто-нибудь. Ведь нынешние выборы имеют сугубо символический, а не практический смысл. Важно только, чтобы протестующие договорились об одном кандидате-символе.
Если в Москве нет 2-2,5 млн человек, которым нужна свобода, значит москвич уже «не тот» и достоин того, что имеет. Что уж говорить о стране. Если среди оппозиционеров не найдется тех, кто смогут объяснить москвичам, что пусть Собянин хороший мэр, голосовать сейчас надо не за него, а за свободу, грош цена такой оппозиции.