Это продолжение серии публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) о стратегических проблемах развития страны.
Первые результаты проведенных прокуратурой массовых проверок некоммерческих организаций — с выдачей предписаний о регистрации в качестве «иностранных агентов» подмосковному НКО «Помощь больным муковисцидозом» и НКО «Муравьевский парк устойчивого природопользования» из Амурской области — создают ощущение театра абсурда. Вполне закономерная реакция на эти новости — публичные выступления представителей НКО и экспертов о «безбрежности» трактовки понятия «политическая деятельность» со стороны прокуратуры и фактическая политизация деятельности тех НКО, которые никогда не имели никакого отношения к политике, но сейчас оказываются вынуждены защищать сами себя в публичном пространстве. Кому и зачем это было надо?
Заказчики и исполнители
Очевидно, что за всем этим есть «политический заказ» на выявление «иностранных агентов», идущий с самого верха, не зря же, в конце концов, принимали соответствующий закон. Но при всей возможной нелюбви к иностранным фондам и грантам и подозрениям в финансировании «оранжевой угрозы» из этих средств Владимир Путин и его сподвижники отличаются здравостью ума и рациональным поведением. И я не могу себе представить, что в Кремле кто-либо всерьез хочет добавить к своим головным болям (которых у них хватает) проблемы больных муковисцидозом и заботу о журавлях на Амуре, а также нагрузить госбюджет дополнительными финансовыми обязательства на эти нужды.
Тогда зачем проверки всех подобных организаций — с безумной тратой времени и средств не только для НКО, но также для проверяющих их прокуроров и прочих инстанций?
Мой ответ может показаться парадоксальным, но я полагаю, что сегодня это нужно отнюдь не Владимиру Владимировичу, а тем его подчиненным, которые вставили в материалы к его интервью 5 апреля немецкой телекомпании ARD цифры про 28 млрд рублей, полученные 654 НКО из-за рубежа всего за 4 месяца. Понятно, что такие цифры производят впечатление на широкую публику. И я даже допускаю, что лично президенту они грели душу и подтверждали его внутренние убеждения: вот она, реальная угроза для политической стабильности и источник финансирования «оранжевых настроений» в среде несознательных граждан, собирающихся на всякие митинги.
Но проблема в том, что происхождение этих цифр покрыто мраком. Во всяком случае, на прозвучавшее 11 апреля обращение 58 НКО, где была сформулирована настоятельная просьба опубликовать поименный список указанных организаций с полученными ими суммами никакой реакции не последовало — за исключением информации президентской пресс-службы о том, что Путин пока не видел это обращение и намерен изучить его после возвращения из рабочей поездки. Это отсутствие реакции, судя по всему, не случайно — ведь если даже у ассоциации «Голос», широко известной своим мониторингом выборов, после всех проверок прокуроры смогли «найти» лишь €7728,4 (или примерно $10 000) иностранного финансирования, то кому же достались 28 млрд рублей (или почти $1 млрд), озвученные в интервью президента?
Про служебный долг и цифры, которые нравятся начальству
Судя по публикуемым в СМИ первым результатам проверок, если сумма в 28 млрд рублей имеет хоть какое-либо отношение к реальности, то подавляющая ее часть приходится на НКО, которые не занимаются никакой политикой, а выполняют социальные функции (привлекая для этих целей внешнее финансирование и экономя тем самым деньги для российского бюджета).
Можно обсуждать вопрос о том, какие цели в действительности преследуют зарубежные фонды, выделяющие средства российским НКО. Допускаю, что ответы на этот вопрос у разных людей будут очень разными в зависимости от их идеологических воззрений и внутренних убеждений.
Но мы сейчас говорим не про идеологию, а про цифры.
Помимо демонстрации приятных глазу начальства масштабов «вражеской угрозы», эти цифры являются основанием для запроса штатных единиц, бюджетов и полномочий — ведь понятно, что сотни НКО с годовым «закордонным» финансированием почти $3 млрд каким-нибудь отделом не проконтролируешь. Но нужны ли эти штаты и бюджеты, если означенные сотни НКО с миллиардами долларов просто «приписаны» к категории «иностранных агентов» в угоду настроениям высокого начальства?
Для читателей, заставших СССР, вполне знакома ситуация, когда одни должностные лица в целях собственного карьерного продвижения выдают «дутые» обоснования своих масштабных задач и столь же «дутые» отчеты о достигнутых результатах, а другие должностные лица, стремящиеся подать наверх цифру, которая понравится начальству, не удосуживаются проверить эту «липу». В советское время такая практика называлась «очковтирательством». Но даже тогда — при совершенно ином уровне доступа граждан к информации — за подобные вещи наказывали. Например, можно вспомнить конец карьеры некоторых секретарей обкомов, которые в конце 1950-х поспешили продемонстрировать небывалые успехи в рамках известной кампании «догоним и перегоним США по производству мяса, молока и масла на душу населения».
Так может быть, кто-нибудь из сегодняшних «очковтирателей» тоже ответит за введение в заблуждение высших должностных лиц государства?
И за растрату бюджетных средств на бессмысленные проверки, проводимые не в интересах безопасности страны, а для судорожной защиты «чести мундира» — с целью хоть чем-то подкрепить цифру, ранее выданную президенту?
А для того, чтобы такое не повторялось в будущем, надо чтобы в практику российской госслужбы стал внедряться простой принцип: обязанность добросовестного чиновника, который служит государству, а не непосредственному начальнику, заключается в том, что иногда он должен говорить начальству нет — например, когда начальство хочет получить подтверждение того, что не соответствует действительности. Потому что иначе, потакая прихотям или заблуждениям начальства, такой чиновник наносит реальный вред государству и своей стране.