На сайте правительства опубликован список поручений Дмитрия Медведева своим подчиненным, которые в течение двух-трех месяцев должны разработать меры для защиты отечественного кино. Среди предложений, инициатором которых, естественно, стало Министерство культуры Владимира Мединского, особенно впечатляет одна: картины с «низким коммерческим потенциалом» должны облагаться при ввозе в страну дополнительной пошлиной. Таким образом, по убеждению г-на Мединского, прокат избавится от низкопробной зарубежной продукции категории «Б», засоряющей наши экраны.
Интересно, когда последний раз г-н Мединский, не говоря уже о г-не Медведеве, ходили в кино и уж тем более следили за киноафишей?
И имеет ли г-н Мединский, заверяющий, будто фильмы категории «Б» завозятся в страну в рамках пакетных сделок местных дистрибьюторов с голливудскими мейджорами, хотя бы отдаленное представление о том, как функционирует прокат?
Фильмы категории «Б», то есть американские малобюджетные коммерческие картины для стран третьего мира, действительно заполонили прокат в России. Лет двадцать назад, в начале 90-х, когда прокат был разрушен, в стране еще не возникло ни одного кинотеатра современного типа со звуком «долби», а публика потеряла всякий интерес к кино. Но сейчас наш кинорынок – один из самых богатых и перспективных в мире: №7 в мировом рейтинге 2013 года (не учитывая США и Канаду) после Китая, Японии, Великобритании, Франции, Индии и Южной Кореи. Даже Германия – и та позади. Голливудские мейджоры – Warner, Paramount, Disney, Sony - уже лет пятнадцать назад застолбили у нас строгие позиции. И, вопреки словам Мединского, не только не ввозят к нам «в рамках пакетных соглашений» чуждую им «продукцию категории «Б», но и вообще, строго говоря, не продают свои картины России. Они распространяют их здесь через свои местные дистрибьюторские отделения, которые им подотчетны. И так получают прибыль.
Какой черт им взваливать на себя тухлую продукцию категории «Б», которой давно нет на наших экранах? Они, учитывая российскую специфику, проанализированную с коммерческой точки зрения, не поставляют в Россию даже многие собственные картины. Представитель одного из самых мощных мейджоров как-то рассказал мне, что их испанское подразделение выпускает пятнадцать картин в год. А наше – только восемь. Потому что остальные семь, в отличие от Испании, могут не оправдать в России – по ряду причин – затрат на рекламу и выпуск.
Да, есть и такое американское кино, которое наши дистрибьюторы не распространяют в качестве посредников, а покупают за живые деньги. Речь о дистрибьюторах, иногда довольно крупных, которые не являются официальными представителями голливудских мейджоров и приобретают права на показ фильмов в России на Каннском, Берлинском, на главных американских и азиатских кинорынках. Но и эти прокатчики уже давно не связываются с фигней категории «Б», потому что она не способна конкурировать с главными голливудскими блокбастерами, которые у нас теперь, как правило, выходят в тот же день, что и в Америке с Канадой (они в киноэкономике считаются единым прокатным пространством), а часто и на день раньше. Ведь в России премьерный день для проката четверг, а в Америке – лишь пятница.
Выходит, что зарубежные фильмы «с низким коммерческим потенциалом» (кто и как будет его просчитывать – отдельный вопрос) – это арт-хаус.
Неформатное, фестивальное, истинно творческое, азиатское, европейское, латиноамериканское плюс так называемое американское независимое кино. Речь о фильмах, которые иногда с большим, иногда с меньшим правом могут именоваться истинным киноискусством. Если это так, то правительство готовится нанести точечный удар в самое сердце образованных российских киноманов, лишив их права смотреть и обсуждать все лучшее, что снимается в мире. Удар тем более подлый, что подобные фильмы из-за их некассовости и сегодня зачастую не покидают пределов Москвы и Питера, не добираясь даже до университетских центров. О том, что не добираются, я знаю, поскольку привык переписываться со своими читателями.
Решение правительства, если оно осуществится, станет последней каплей для тех людей, которые воспринимают кино как счастье и откровение. В принципе, это будет окончательное решение вопроса о развитии в России киновкуса. Будет попросту закрыта возможность для российской публики соотносить себя с героями серьезного иностранного кинематографа и ощущать себя частью мирового сообщества.