За политическими событиями в Турции я пристально слежу с начала 1970-х годов, когда начал работать в Редакции Востока ТАСС, а потом был корреспондентом агентства в Тегеране, Каире, Дамаске, Бейруте. Мой «родной» регион. Впервые побывал в Стамбуле в 1977 году и потом приезжал в эту страну неоднократно, наблюдая тревожную, на мой взгляд, эволюцию турецкого общества.
Надежды на социальный и экономический прогресс Турции я всегда связывал с ее творческим классом: инициативными предпринимателями, инженерами, учеными, архитекторами, художниками, профессорами, поэтами… Мои друзья в этих кругах – замечательные люди и настоящие патриоты своей страны. И все они, как и мои российские коллеги-востоковеды, всегда придерживались несколько парадоксального, но твердого убеждения в том, что гарантом демократии, свободы и гражданского общества в Турции выступает ее армия, «хунта черных полковников» в советском идеологическом лексиконе.
Когда жадные и неумные политики доводили страну до ручки, в дело вмешивался генералитет. Военный переворот, наведение порядка – и передача полномочий гражданскому правительству. Так было в 1960, 1971, 1980 годах, в мягком варианте нажима на правительство – в 1997 и 2012 годах. Все, как завещал великий Ататюрк, основавший светское государство на развалинах Османской империи.
Путч в июле 2016 года провалился сразу по двум причинам. Во-первых, выучивший исторические уроки Эрдоган осуществил коренную чистку генералитета, заранее расправившись с теми, кто мог поднять армию на защиту светского государственного строя. Восставшие не только не имели харизматических главарей, но и, во-вторых, были лишены поддержки в массах. По призыву президента против восставших солдат на улицы вышли тысячи верных ему людей.
Другие времена, другие настроения. Мятежники не учли, что Турция фактически превратилась из светского в исламское государство, и восстанавливать принципы Ататюрка уже поздно. Рассчитывать на безобидную неполитизированную форму ислама? Слово Эрдогану: «Ислам не бывает умеренным или радикальным. Понятие ‘умеренный ислам’ — это грязная клевета и неуважение к нашей религии».
Не стоит говорить, что это Эрдоган исламизирует Турцию. Все наоборот. Его партия пришлась как нельзя кстати сильно изменившемуся турецкому обществу. Он оседлал волну оживления фундаментального ислама, характерную не только для Турции. Так называемая арабская весна, которая во многом проходила под лозунгами восстановления исламских норм, прошлась именно по тем странам Северной Африки и Ближнего Востока, где действовали принципы западной демократии, пусть нередко и в искаженных формах: Тунис, Ливия, Египет, Йемен, Сирия… Ни одна из ближневосточных исламских монархий с их нормами шариата серьезно не пострадала. В Египте, кстати, где внутриполитическая ситуация в чем-то напоминает турецкую, именно военным удалось восстановить светскую власть и укоротить руки «братьям-мусульманам» с их приспешниками. У их коллег-генералов в Турции, сильно пострадавших от эрдогановских чисток, этого не получилось.
Надежды на то, что турки, пожившие в Европе, станут интегрироваться в западное общество с его демократическими нормами и свободами, не оправдываются. Как признала в 2010 году Ангела Меркель, «мультикультурный подход полностью провалился». Несколько знакомых мне семей, вернувшись в Аланию на юге Турции после 15 лет работы в Германии, первым делом отдали мальчиков в школу по изучению Корана. Процент «очадрованных» турчанок растет бурными темпами даже в Стамбуле.
Нет пока и признаков того, что исламизация турецкого общества спровоцирует серьезное сопротивление несогласных – она слишком далеко и глубоко зашла. Хотелось бы ошибиться, но пока все свидетельствует о том, что мы еще увидим здесь не только нынешнее массовое возрождение интереса к чисто внешним признакам ислама: хиджабу, намазу и так далее, — но и радикализацию приверженцев этой религии, расширение практики терроризма. Тенденция обозначается вполне определенная, и не только в Турции.
На мой взгляд, укрепление и радикализация ислама – явление того же порядка, что и набирающий силу популизм в мировой политике. Люди, сталкивающиеся с растущей неопределенностью быстро меняющегося мира, ищут самоидентификации: кто – в следовании политикам, которые предлагают простые решения сложных проблем (получаем популизм в виде Трампа, BREXIT, правых националистов в Европе и т. п.), а кто-то – в возрождении средневековой исламской общины – уммы.
И такие явления уже нельзя считать проблемами. Это не временные проблемы, с которыми следует бороться ради их устранения. Это – постоянные, усугубляющиеся условия, в которых приходится существовать и в которых надо строить свою тактику и стратегию. Исламизацию не остановить, как не остановить терроризм под исламскими лозунгами.
Турция? Один из самых вероятных сценариев после победы над путчистами – триумфатор Эрдоган добивается изменения конституции, продолжает курс на дальнейшую исламизацию, и в конце концов в Малой Азии появляется очередная теократическая диктатура. Халифат, если хотите. Родной брат ИГИЛ (деятельность запрещена в России. — Forbes), хотя и в несколько закамуфлированном виде. О вступлении Турции в Евросоюз можно забыть уже сейчас, а вот членам НАТО неизбежно придется задуматься о специфике такого партнера по блоку.