Безнадежное правительство: как на Украине ищут кандидата на пост премьера
О необходимости отставки (или увольнении) Арсения Яценюка говорили еще с прошлого года. За последний год рейтинги Яценюка и его партии резко обвалились. Главная причина – глубокий экономический кризис, падение уровня жизни большинства украинцев, а на этом фоне еще и непопулярные социально-экономические решения (прежде всего резкое повышение коммунальных тарифов). К этому надо добавить недовольство низкими темпами структурных реформ и многочисленными скандалами вокруг людей из окружения премьера. У Яценюка не сложились отношения с депутатами Верховной Рады, в том числе и членами коалиции большинства, которая, собственно, и сформировала правительство. О личном конфликте Яценюка с президентом Порошенко говорить нельзя, но конкуренция, борьба за влияние на государственные институты, а также некоторое взаимное недоверие между ними существовали. «Токсичные рейтинги» главы правительства стали проблемой и для президента.
В декабре 2015 года у правительства Яценюка закончился годичный иммунитет - по конституции Украины, в случае утверждения программы правительства, в течение года кабинет министров нельзя отправить в отставку. В феврале в парламенте была предпринята неудачная попытка выразить недоверие Яценюку. Голосов за такое решение не хватило. На тот момент премьера спасли поддержка Запада и ряда украинских олигархов (прежде всего, Ахметова и Коломойского). Депутаты, ориентирующиеся на Коломойского, и депутаты, связанные с Ахметовым (в основном из «Оппозиционного блока»), проигнорировали голосование.
Но это только усилило политический кризис.
Из парламентской коалиции сначала вышла фракция «Батькивщина» (партия Юлии Тимошенко), а затем и фракция «Самопомощь» (связана с мэром Львова Андреем Садовым). Обе фракции требовали отставки Яценюка. Президент Порошенко пытался уговорить Арсения Петровича на добровольную отставку. По слухам, как минимум дважды Яценюк был готов уйти из правительства. Но ближайшее окружение и партнеры-олигархи отговаривали его.
Почему же он решился заявить об отставке 10 апреля? Казалось бы, на фоне глобального офшорного скандала, который ударил в том числе по Порошенко, у Яценюка появились неплохие шансы остаться на посту (как минимум до осени, когда у парламента вновь появилось бы право отправить правительство в отставку).
Но еще до «Панамагейта» стало ясно, что сохранение Яценюка на посту может спровоцировать досрочные парламентские выборы. А к этому очень критично относились международные партнеры Украины – возникала пауза в реформах, увеличивался риск прихода к власти популистов. Затянувшийся правительственный кризис и так затормозил выделение Украине очередного транша МВФ. К тому же выборы могли стать катастрофой для партии самого Яценюка. С рейтингом 2% «Народный фронт» вряд ли сможет претендовать на преодоление пятипроцентного избирательного барьера. Поэтому премьер вынужден был согласиться на отставку при условии создания новой парламентской коалиции. Кроме того, в обмен на уход Яценюка его партия расширит представительство в кабинете. После того как из коалиционных переговоров вышли «Батькивщина» и Радикальная партия Олега Ляшко, новую парламентскую коалицию пришлось создавать из двух партий – «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта».
Наиболее вероятным преемником Яценюка является нынешний председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман, которого выдвинула фракция «Блока Петра Порошенко». Еще в начале марта в премьеры прочили министра финансов Наталью Яресько. Но ее кандидатура, по неофициальным замерам, не получала достаточной поддержки в парламенте. Гройсман же воспринимался как компромиссная и договороспособная фигура.
Утверждение Гройсмана в качестве нового премьера нельзя гарантировать, в украинской политике всегда возможны неожиданности. Однако если он все-таки возглавит правительство, то будет проводить более гибкую политику и в отношениях с парламентом, и в исполнении весьма жестких обязательств перед МВФ. Гройсман также обещает активную работу над «точками экономического роста». Состав возможного правительства еще согласовывается, но уже можно прогнозировать, что, как и кабинет Яценюка, оно будет наполовину партийным, наполовину технократическим. Сохранятся и ключевые приоритеты – европейская интеграция, структурные реформы, обеспечение обороноспособности, развитие сотрудничества с МВФ.
Многие и на Украине и за ее рубежами считают, что Гройсман будет пассивной марионеткой президента.
Думаю, что они его явно недооценивают.
Не все знают, что Гройсман не является членом президентской партии. Его сторонники выиграли осенью прошлого года выборы в Виннице (где Гройсман был мэром) не под флагом «Блока Порошенко», а на платформе своей партии («Винницкая европейская стратегия»). Во время переговоров по составу правительства Гройсман уже успел проявить жесткость, пригрозил отказом от премьерского кресла, если не будут учтены его кадровые требования. Гройсман наверняка будет конструктивным партнером Порошенко, но попытается стать самостоятельной фигурой.
У Гройсмана есть опыт реформатора. Будучи мэром Винницы с 2006 года по 2014 год, он провел реформу муниципального управления и муниципального хозяйства, опыт которой изучали по всей Украине. Во время работы в правительстве Яценюка он стал инициатором и одним из авторов бюджетной реформы, предполагавшей децентрализацию государственных финансов. На посту главы парламента он инициировал подготовку масштабной парламентской реформы, которая должна приблизить законотворческий процесс к стандартам ЕС.
Правительству Гройсмана придется столкнуться с огромными политическими рисками. Социально-экономическая ситуация на Украине вряд ли заметно улучшится в ближайшие полгода. При этом придется еще больше сократить бюджетные расходы, чего требует МВФ. Наконец, целый ряд парламентских и непарламентских политических сил будет атаковать правительство и расшатывать ситуацию в парламенте, чтобы спровоцировать досрочные выборы. Поэтому многие наблюдатели уже предсказывают кабинету быструю отставку.
«Чуда» от правительства Гройсмана никто не ждет, и это как раз может сыграть в его пользу. В украинской политике завышенные ожидания довольно быстро оборачиваются сильным разочарованием. Жертвой таких эмоциональных качелей стал в свое время Виктор Ющенко, а теперь и Арсений Яценюк. Гройсман сможет избежать этих проблем, особенно если ему удастся показать очевидные положительные результаты в работе правительства.