Недавним указом президента и принятым в его исполнение постановлением правительства введен целый ряд мер, направленных на ограничение торговых, финансовых, транспортных и туристических связей между Россией и Турцией. Из документов следует, что указанные меры введены временно, хотя ни конкретный срок, ни обстоятельства их отмены не названы.
До сих пор Россия была для Турции одним из важнейших экономических партнеров. Внешнеторговый оборот между странами за 1-е полугодие 2015 года, по данным Федеральной таможенной службы, составил $18 млрд. В июне 2015 года Россия занимала третью строчку по импорту в Турцию ($1,7 млрд) после Китая ($2,08 млрд) и Германии ($1,98 млрд).
Экономические противоречия в российско-турецких отношениях в последние годы наблюдались лишь по вопросам свободной торговли со странами Таможенного союза и организации автомобильных грузовых перевозок. Турция, ссылаясь на выигрышность своего геополитического положения, лоббировала полную отмену Россией транспортных квот.
Теперь диалог по этой теме прерван вместе с работой Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Не меньшую трансформацию претерпит и рынок туристических услуг. Напомню, что соглашение о безвизовом пересечении границ для граждан двух стран было подписано Дмитрием Медведевым в мае 2010 года и оперативно ратифицировано парламентами обеих стран месяц спустя. Теперь же российской стороной официально объявлено о сокращении объема чартерных перевозок и приостановлении безвизового порядка пересечения границы для граждан России и Турецкой Республики.
По данным Министерства культуры и туризма Турции, граждане России, Германии и Великобритании на протяжении последних пяти лет составляли основной поток иностранных туристов в Турции. В 2014 году россияне заняли вторую строчку в этом рейтинге, опередив подданных Соединенного Королевства. За первые 10 месяцев 2015 года Турцию посетили 3,54 млн россиян. За всю историю постсоветской России это второй случай приостановления или отмены Россией в одностороннем порядке безвизового режима пересечения границ, после того как в 2000 году были введены визы для граждан Грузии.
Стоит заметить, что, установив запрет на право заниматься трудовой деятельностью для жителей Турции — владельцев общегражданских паспортов, — российская сторона в каком-то смысле повторила дискриминационную практику Англии, Франции и Российской империи в отношении граждан из «вражеских» стран во времена Первой мировой войны.
Так, в первый же день войны британская Палата общин приняла закон об ограничении права въезда и выезда из страны без особого разрешения для граждан враждебных держав и установила обязанность регистрации в полиции для всех лиц немецкого происхождения, находившихся на тот момент на территории Британии. Позже, 27 января 1916 года, британский парламент принял циркуляр о ликвидации союзов, объединений и предприятий с преимущественной долей «вражеской» собственности и, как следствие — конфискации этой собственности в пользу Королевства. Ближе к концу войны в марте 1918 года была учреждена специальная комиссия, уполномоченная принимать решения о ликвидации и национализации собственности граждан вражеских государств.
Примерно так же сто лет назад действовала и Российская империя.
«Действие всяких льгот и преимуществ, предоставленных подданным неприятельских государств договорами или началами взаимности, прекратить», — гласила статья 1-я именного императорского указа «О правилах, коими Россия будет руководствоваться во время войны 1914 года». Затем положением министра внутренних дел был установлен запрет для участия подданных воюющих с Россией государств участвовать в деятельности торговых обществ и общественных организаций на территории империи. Этот запрет был направлен на германских, австрийских, венгерских и турецких подданных. Дискриминация не распространялась на лиц, сумевших доказать свои славянские, французские, английские корни или принадлежность к христианскому вероисповеданию — для подданных Османской империи.
По подсчету историков, из 611 акционерных обществ царской России, где в той или иной степени было обнаружено участие германского или австрийского капитала, решение о ликвидации было принято в отношении 96 обществ. Однако из них 62 общества тем или иным способом ликвидации избежали. В итоге 19 предприятий в полном составе перешли в другие руки, а общее число ликвидированных обществ составило 23 промышленных и 7 торговых.
Логика, в которой действуют российские власти, нарушающие права и свободы владельцев обычных (а не служебных и дипломатических) паспортов граждан России и Турции, не является современным изобретением. При этом нужно признать, что подобные практики основаны на принципе коллективной вины, которая, по словам Ханны Арендт, есть не что иное, как иллюзия, либо, в лучшем случае, используемая в политическом пространстве метафора, «не позволяющая разглядеть настоящие проблемы». Поскольку в реальности «нет такой вещи, как вина или чувство вины за вещи, случившиеся без твоего активного участия».