В США полным ходом разворачивается первый этап предвыборной кампании 2016 года: кандидаты от обеих партий вступают в битву за поддержку избирателей, чтобы через полгода оказаться единственным представителем от своей партии в борьбе за Белый дом. На этот раз непростой выбор предстоит сторонникам Республиканской партии, предвыборное поле которой размыто и многолико: уже более 30 кандидатов вступило в гонку, и их число продолжает расти.
При этом абсолютного лидера, такого как Хиллари Клинтон у демократов, у республиканцев по-прежнему нет.
В последний месяц в центре внимания оказался миллиардер и шоумен Дональд Трамп, который 16 июня официально пополнил ряды республиканских претендентов. За месяц он обошел по популярности всех своих конкурентов по партии и оказался на первом месте в списке, собрав поддержку 24% сторонников Республиканской партии. Джеб Буш, занимавший это почетное место с весны, получил по результатам последнего соцопроса всего 12%.
Лицо Трампа не сходит с первых полос газет и с экранов телевизоров, каждый новый день начинается с пересказа очередного шокирующего заявления неугомонного бизнесмена. Он не стесняется в выражениях, ему чужда политкорректность, и он ураганом проносится по всем наболевшим темам из жизни простого американца. Его жертвой может стать любой. Сначала он объявил, что все иммигранты — насильники и грабители, а на следующий день заявил, что сенатор Джон Маккейн, ветеран Вьетнамской войны, — не настоящий герой. Вся избирательная кампания, по сути, превратилась в шоу Трампа.
СМИ, активно поддерживающие это шоу, сами же уверяют американцев, что Трампу не удастся стать номинантом своей партии и уж тем более ему никогда не быть президентом США. Действительно, те же опросы, которые привели его на вершину республиканского списка, говорят, что абсолютное большинство избирателей никогда не проголосуют за его кандидатуру. Между тем сам факт популярности кандидата, вся кампания которого построена на отрицании принципов и правил того мира, частью которого он пытается стать, заставляет задуматься о том, что стоит за этой популярностью и к чему она может привести и самого Трампа, и Республиканскую партию.
В основе популярности Трампа лежит сама социально-политическая конъюнктура, в которой он реализует свою кампанию.
По сути, Трамп — это отражение ее базовых характеристик.
Во-первых, он выражает гнев, усталость и недовольство американского электората, особенно консервативной его части. Критичное отношение к федеральной власти исторически присуще американцам. В разные периоды одобрение ее действий колебалось от 18 до 40%. Однако в последнее десятилетие этот показатель упал до 9%. Федеральное правительство стабильно воспринимается как неэффективное, погрязшее в межпартийных и межинституциональных конфликтах. Надежды на перемены, которые привели в Белый дом первого афроамериканца, легли тяжким грузом не только на его плечи, но и на Конгресс. В этих условиях, человек, который открыто выражает накопившееся недовольство, позволяет себе публично говорить то, что никогда не скажет ни один вашингтонский политик, заботящийся о своем переизбрании, об имидже партии и своем месте в этой партии, то есть обо всем том, что так раздражает рядового избирателя, неизбежно привлекает внимание.
Во-вторых, Дональд Трамп — это воплощение американской мечты.
Мечты о том, что успешный человек успешен во всем. По последним данным, которые Трамп предоставил в Федеральную избирательную комиссию, его состояние составляет $10 млрд. Он открыто заявляет, что может сам оплатить свою предвыборную кампанию и не нуждается в поддержке ни партийных функционеров, ни спонсоров. Даже если это окажется не так, его уверенность и независимость производят впечатление на избирателей.
Наконец, Трамп — это отражение кризиса, который переживает Республиканская партия. Внутрипартийный идейный раскол привел к тому, что период ее доминирования в Конгрессе отмечен лишь обострившейся конфликтностью и максимальной неэффективностью правительства. Партия все более теряет связь с реальностью, разрываясь между правоконсервативными ценностями, обеспечившими ей победу в 2010 году, и необходимостью привлечь новый электорат — латиноамериканцев и афроамериканцев. Именно в таких условиях возможно появление кандидата, который открыто отказывается от нереализуемого компромисса принципов и реальности, выбирая принципы. Ему нечего терять, он не политик. И это привлекает внимание, даже тех, кто не согласен с его принципами.
Может ли такая тактика привести к победе? Маловероятно. Американская избирательная система устроена так, что для победы нужны три составляющие: деньги, поддержка избирателей и поддержка партийных функционеров. Пока у Трампа есть только деньги. Избиратели, несмотря на свой интерес к шоу, голосовать за него не готовы, партия же боится его как огня. Для республиканцев он стал серьезной проблемой. С одной стороны, именно на его фоне можно вырваться из толпы претендентов и заявить о себе.
С другой — больше всех дивидендов от несдержанности республиканского кандидата получает лидер Демократической партии Хиллари Клинтон.
Деньги миллиардера в итоге могут сыграть на чужом поле. В том случае, если Трамп решит на втором этапе предвыборной кампании выступить независимым кандидатом, он только поможет Хиллари Клинтон одержать победу, как когда-то другой успешный бизнесмен — Росс Перо — привел ее мужа в Белый дом.