Хиллари Клинтон, бывшая первая леди США, в прошлом сенатор от штата Нью-Йорк и госсекретарь во время первого президентского срока Барака Обамы, а ныне ведущий кандидат от Демократической партии, официально объявила о вступлении в предвыборную гонку.
На сегодняшний день в рядах демократов серьезных соперников у нее нет.
В Москве Хиллари, мягко говоря, не любят. За жесткость, феминизм и политкорректность. Но и альтернативы ей со стороны республиканцев для Кремля не ахти.
По мнению аналитиков, экс-госсекретарь может оказаться более жестким игроком, чем Обама, по отношению к России, Ирану и Сирии. Внешнеполитическая команда Хиллари была частично сформирована покойным Ричардом Холбруком, архитектором раздела Югославии, и включает в себя, в частности, Викторию Нуланд, раздававшую не так давно «печеньки» на Майдане.
На днях стало известно, что кандидат от Демократической партии жестко высказывалась о европейских лидерах за их позицию в отношении конфликта на востоке Украины. Слова Хиллари на завтраке, устроенном сайтом Politico в Вашингтоне, пересказал журналистам мэр Лондона Борис Джонсон. Европейцы, по ее мнению, ведут себя «как слабаки» в отношениях с Путиным. И «если за ним не следить и не бросить ему вызов, он продолжит расширять влияние по периметру бывшего Советского Союза».
Такие высказывания неудивительны. В своей книге «Трудные альтернативы» (Hard Choices) Клинтон пишет о том, что потратила много времени на размышления о том, как понять российского президента. Покидая в январе 2013-го пост госсекретаря, она в финальной служебной записке предупредила Обаму, что Путин смотрит на США в первую очередь как на соперника и паникует из-за того, что внутри России опять крепнет оппозиция, а диктаторские режимы на Ближнем Востоке терпят крах.
Хиллари рекомендовала президенту США «не создавать впечатления, что мы чересчур жаждем работать вместе. Не льстить Путину вниманием на высоком уровне. Не принимать его приглашения на саммит в Москве. А также разъяснить, что непримиримая позиция России не удержит нас от отстаивания наших интересов и проведения нашего курса в отношении Европы, Центральной Азии, Сирии и других «горячих точек». Сила и решимость — единственный язык, который поймет Путин. Мы должны были дать ему понять, что его действия не обойдутся без последствий, и в то же самое время заверить наших союзников, что США за них постоят».
Не лучше для Кремля обстоят дела с республиканцами.
Антикоммунисты кубинского происхождения Марко Рубио (сенатор от Флориды) и Тед Круз (сенатор от Техаса) резко критикуют Россию. В их семьях Москва воспринимается как «крыша» братьев Кастро, которые разрушили жизнь их родителей. Рубио и Круз ориентируются на Рональда Рейгана и его политику «мира с позиции силы».
Губернатор Джеб Буш (Флорида) официально не объявил о вступлении в президентскую гонку, но уже является ее лидером. При этом известно, что его брат Джордж без восторга относится к «партнеру Владимиру».
Внешнеполитическая команда Джеба Буша будет в большой степени унаследована от брата и будет включать в себя таких известных внешнеполитических экспертов, как бывший госсекретарь Кондолиза Райс и бывший заместитель министра обороны Пол Вулфовиц. А они любовью к нынешней политике Кремля тоже не отличаются.
Вторым ведущим кандидатом в президенты от республиканцев является Скотт Уокер. Губернатор Висконсина, один из любимцев консервативно-либертарианского «движения чаепития» (Tea Party movement) и борец с профсоюзами уже пообещал отбомбить Иран и в «голубиных» наклонностях не замечен.
Наконец, еще есть Рэнд Пол, сенатор от Кентукки, — тоже любимец «движения чаепития». Его подозревают в изоляционистских настроениях, унаследованных от отца Рона Пола. У папы, либертарианского конгрессмена из Техаса, — культовaя поддержка, но и проблемные политические связи, например, с белыми расистами.
Рэнду Полу придется открещиваться от наследия отца. Его внешнеполитический опыт невелик, а его советниками по России являются бывший посол США в Германии Ричард Берт и Дмитрий Саймс, глава Центра национального интереса (до марта 2011 года Никсоновский центр. — Forbes). Они считаются реалистами, выступающими за примирение с Россией (а также Ираном), несмотря на конфликт на/в Украине.
Однако Рэнд Пол настолько специфический кандидат, что его шансы на выигрыш праймериз и получение статуса кандидата Республиканской партии остаются невелики. Ну, а шансы на победу в президентской гонке против политической машины Клинтонов и Барака Обамы вообще близки к нулю.
Так что если Россия вдруг решит восстанавливать отношения с США, ей это придется делать в очень сложных условиях. Ломать не строить.