К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ближневосточная диалектика: зачем США меняют Израиль на Иран

Фото Reuters
Фото Reuters
Расклад сил на Ближнем Востоке меняется, но выиграют от этого исламские радикалы

Невиданный кризис в отношениях между США и Израилем возник не на пустом месте. Известно, что премьер Израиля Биньямин (Биби) Нетаньяху и президент США Барак Обама терпеть друг друга не могут.

Нетаньяху принял приглашение политических конкурентов Обамы — республиканцев — выступить с обращением к обеим палатам Конгресса, несмотря на окрики из Белого Дома. Обама, в свою очередь, отправил политтехнологов на предвыборную кампанию в Израиль — помогать политическим противниками Биби. Теперь это вмешательство во внутренние дела союзника расследует Сенат.

Однако кризис вызван не только личными антипатиями, но и столкновением жизненных интересов США и Израиля.

 

Да, Нетаньяху ждет вердикта избирателей 17 марта, пытаясь стать премьером на третий срок. Да, Обама надеется подписать протокол рамочного соглашения по ограничению иранской ядерной программы 31 марта. Но на кону гораздо больше, чем краткосрочные достижения в Вашингтоне, Тегеране и Иерусалиме.

США устали воевать в мусульманском мире и после 14 лет войн в Афганистане, Ираке, Йемене и Сомали хотят взять передышку. Мои источники говорят: генералы открыто сказали Обаме, что воевать с Ираном они не хотят.

 

Но для Израиля иранская атомная бомба — это вопрос выживания. Иерусалим боится иранского ядерного оружия. Одной-двух атомных бомб будет достаточно, чтобы уничтожить центр страны вокруг Тель-Авива. Еще больше Израиль обеспокоен гонкой ядерных вооружений на Ближнем Востоке.

Менталитет и рациональность правителей региона таковы, что теория взаимно гарантированного уничтожения (Мutually Assured Destruction) может не сработать так, как она работала в отношении СССР и США с 1949-го по 1989 год.

Уже ясно, что если Иран обзаведется бомбой и средствами доставки, то Саудовская Аравия, Турция и Египет тоже развяжут гонку атомных вооружений — с непредсказуемыми последствиями. Еще 10 лет назад турецкий генерал, служащий в Генштабе, говорил мне скучным, монотонным голосом, что «если Иран будет стремиться получить бомбу, мы сделаем то же самое, но лучше», поскольку военно-технический потенциал Турции намного выше, чем Ирана.

 

Обама еще в 2011 году говорил, что Иран ни под каким видом не получит возможности развивать военный ядерный потенциал. Однако нобелевский лауреат надеется сделать соглашение с Ираном своим политическим наследием и готов разрешить Тегерану 7000 работающих центрифуг для обогащения урана.

Вашингтон ставит под угрозу дружбу с Израилем, чтобы заполучить сотрудничество Тегерана не только в ядерной области, но и для борьбы с радикальным суннитским Исламским государством (ИГИЛ).

Именно это уже происходит в Ираке, где иранский генерал, командующий Стражами Исламской Революции, Касем Сулеймани руководит операцией в основном шиитской иракской армии по захвату малой родины Саддама Хуссейна — суннитского Тикрита.

Заигрывания Вашингтона с Тегераном, в свою очередь, напрягли Саудовскую Аравию — богатейшую страну арабского мира и патрона Египта. У Каира и без того сложные отношения с Вашингтоном: Обама поддерживал исламистское правительство президента Мухаммада Мурси. Теперь Египет и США поссорились из-за Ливии.

Египет, а также Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты поддерживают более светское правительство в Тобруке («Ливийское Достоинство»), сформированное в результате демократических выборов в Ливии в 2011 году. США, Великобритания, Турция и Катар поддерживают исламистов из «Ливийского рассвета», заседающего в столице Триполи. Но вот незадача: с «Ливийским рассветом» связаны не только «Братья-мусульмане», но и элементы Аль-Каиды и ИГИЛ.

 

Так что ближневосточная диалектика такова: США бомбит ИГИЛ в Сирии, но имеет дело с ливийской коалицией, включающей ИГИЛ.

Более того, США и Англия настаивают на том, чтобы правительство Тобрука и исламисты из Триполи согласились на правительство национального единства, перед тем, как им будет разрешено использовать ливийские же средства для покупки оружия.

Но США и Великобритания, по данным аналитиков в регионе, не препятствуют вооружению исламистов из Триполи, в том числе, оружием с Балкан и Восточной Европы. Де факто, они поддерживают исламистов и пытаются нейтрализовать проегипетское правительство «Ливийского достоинства» в Тобруке.

Россия, в свою очередь, поддерживает Египет, а опосредовано, и Саудовскую Аравию, в вопросе о Ливии. После визита президента Путина в Египет было еще раз объявлено о продаже российских вооружений на миллиарды долларов, в подтверждение договоренностей 2013 года.

 

Министр иностранных дел «Ливийского достоинства» Мохаммед Абдельазиз посетил в феврале Москву и заявил об интересе его правительства к военному сотрудничеству с Россией. Начальник разведслужб правительства в Тобруке имел контакты с российскими разведчиками, в том числе и по координации борьбы с ИГИЛ.

Россия и Израиль поддерживают Египет в его борьбе с ИГИЛ на Синайском полуострове. С другой стороны, духовный руководитель «Братьев-мусульман» шейх Юсуф аль-Кардави объявил Россию «стратегическим» врагом суннитов, что чревато столкновением с Турцией. Катар является патроном аль-Кардави и «Братьев-мусульман», и его канал Аль-Джазира денно и нощно ведет пропаганду против России на английском и русском языках.

Россия, несмотря на продажу газа Анкаре и проект Turkstream объемом в 60 млрд кубометров в год, представленный президентами Путиным и Эрдоганом в декабре 2014 года как замена «Южному потоку», может втянуться в стратегическое противостояние с Турцией. Это может произойти из-за поддержки противостоящих сторон в Сирии, российского патронажа православных Кипра и Греции, а теперь и еще поддержки, которую Москва оказывает Египту. Турция, в свою очередь, ненавидит президента Абдель Фаттаха ас-Сиси и его военное руководство.

По всей видимости, начинается затяжное противостояние России и США на Ближнем Востоке, где стратегическое сближение Ирана и Америки будет заставлять Москву искать связей с Египтом, Саудовской Аравией, Эмиратами и Израилем.

 

Этот тектонический сдвиг может стать исторической трансформацией, каковой, например, являлся переход Египта от советского патронажа к американскому в 1972 году при президенте Анваре Садате. Но от затяжного конфликта проиграют и Америка, и Россия — а выиграют исламские радикалы.

За что боролись?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+