Знаковым событием августа стало появление видео организации «Исламское государство» (ИГ), на котором одетый в черное террорист обезглавливает американского фотокорреспондента Джеймса Фоули, раннее захваченного в Сирии. Спецназ США пытался освободить Фоули и его коллегу Стивена Сотлофа в июне, но их не оказалось в лагере террористов.
Конечно, в США знали об угрозе ИГ (самопровозглашенного «Халифата») и до зверского убийства Фоли. «Халифат», объявленный его лидером Абу-Бакром Аль-Багдади (Багдадским) после взятия Мосула, контролирует территории в Сирии и Ираке, равные по площади Бельгии. Багдади контролирует нефтяные поля, дамбы, электростанции и пограничные пункты между Ираком, Сирией и Иорданией, что позволяет ему собирать дань в сотни миллионов долларов.
quote_block node/265845
Бородатый, в черной чалме потомка Пророка Мухаммеда, Багдади построил свою организацию, ранее известную как «Исламское Государство в Ираке и Леванте», на крови ее жертв. Ядро «Халифата» — это выходцы из «Аль-Каиды». Лидеры «Аль-Каиды» на сегодняшний день поддерживают в Сирии конкурента «Халифата» — организацию «Джибхат Аль Нусра», получающую в основном саудовские деньги. «Халифат» же получал средства из Катара и организационную помощь из Турции.
Расхождения между двумя террористическими организациями в основном касаются допустимого уровня насилия.
Даже «Аль-Каида» считает, что «Халифат» слишком брутален по отношению к мусульманам, многих из которых его боевики убивают, в том числе обезглавливают. При этом и те и другие убивают представителей религиозных меньшинств: христиан, алавитов, езидов.
Многих продают на рынках рабов, отдают женщин на «Джихад аль-Ника» — «сексуальный джихад», другими словами, делают из них походно-полевых жен для бойцов «Халифата». Ходят слухи, что «Халифат» может ввести так называемое женское обрезание.
Эти бесчеловечные меры опираются на жесткую интерпретацию «Халифатом» Корана и шариата. По указанию Аль-Багдади и улемов (богословов) женщин на захваченной территории заставили носить никаб (черные балахоны с головы до ног, с прорезью для глаз) по афганскому образцу.
Согласно исследованию Хале Эсфандиари, директора программы по изучению Ближнего Востока в вашингтонском Вильсон-центре «Варвары: угроза женщинам со стороны ИГИЛ», «провозглашение «Халифата» после захвата Мосула, второго по величине города Ирака, привело к созданию системы власти, основанной на массовых казнях и принудительном обращении в ислам. Исход из городов вызвал проблему беженцев, ограбление городов, разрушение исторических памятников, христианских церквей, шиитских мечетей и святынь — всего, не укладывавшегося в их идеологию». Сегодня более 1,5 млн человек стали беженцами из зон, контролируемых ИГ.
Не менее знаковой стала и реакция американского общества на поведение президента Барака Обамы.
После гибели Фоули он, в отличие от британского премьера Дэвида Камерона, не прервал свой отпуск, который проводил на элитном курорте Мартас Виньярд в Массачусетсе, и продолжил игру в гольф с друзьями-бизнесменами. Американская пресса полна критики в адрес верховного главнокомандующего.
Хиллари Клинтон, собирающаяся баллотироваться в президенты в 2016 году, заявила, что «сверхдержавы должны следовать организующим принципам во внешней политике», а заявленный Обамой постулат «не твори глупости» таковым не является. Билл Клинтон назвал Обаму «любителем», а не профессионалом. Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности президента Джимми Картера и бывший «репетитор» Обамы в области внешней политики, заявил, что «мы теряем контроль на самом высшем уровне, будучи неспособны бороться с вызовами, которые, как многие из нас понимают, угрожают нашему благополучию». Это беспрецедентная критика одного из двух корифеев американской геополитики (другой — Генри Киссинджер — уже является критиком Обамы).
Действительно, с чего начать?
Обама поспешил с выводом американских войск из Ирака, не подписав соглашения о статусе их постоянного пребывания и не оставив после эвакуации достаточно рычагов влияния для того, чтобы сдерживать антисуннитскую политику бывшего премьера Нури Аль Малики. США потратили много средств и жизней для того, чтобы обезглавить «Аль-Каиду», свирепствующую в провинциях Анбар, Ниневия и Салах-э-дин в 2007-2009 годах, и создать коалицию суннитских племен, сотрудничающую с правительством в Багдаде.
Из-за проиранской, прошиитской и антисуннитской политики Аль Малики коалиция развалилась, а армия отказалась воевать с единоверцами из «Халифата». В результате ключевые города, включая Мосул и Киркук, были захвачены батальонами Багдади, он получил контроль над плотиной около Ирбиля — самой большой гидроэлектростанцией страны, ныне отбитой курдами и иракской армией при поддержке американских ВВС.
Если иракская армия и курды не остановят «Халифат», он сможет получить массовую поддержку уже радикализированных суннитов от Ливана до Арабского залива, угрожать умеренному режиму короля Абдаллы II в Иордании, усилиться в Ливане и Сирии и распространить террористическую сеть по всему миру. Заявления Обамы о победе над «Аль-Каидой» явно звучат преждевременно.
Все это происходит на фоне неудач других внешнеполитических инициатив президента.
Очевидно фиаско «перезагрузки» с Россией, которая обернулась войной в Украине, закрытием «Макдоналдсов» и взаимными экономическими санкциями. «Разворот к Азии», для которого нет ни денег, ни военной силы, более не актуален, заявила бывший замминистра обороны Катрина Макфарланд. С Египтом Обама разругался так, что часть военной помощи была приостановлена.
Госсекретарь Джон Керри пытался достичь палестино-израильского урегулирования, а вместо этого мир получил самую длинную арабо-израильскую войну со времен Первой ливанской (1982-1999). В отместку за жесткое применение силы в Газе и критику Керри Обама заморозил поставки ракет Hellfire израильским ВВС.
Даже отношения с близким союзниками — Польшей, Великобританией, Канадой, Египтом, Саудовской Аравией — испортились, в некоторых случаях надолго. Достаточно почитать прослушки Радека Сикорского, когда-то проамериканского министра иностранных дел Польши.
Борьба с Халифатом и радикальным исламизмом могла бы стать одним из тех «организующих принципов» внешней политики США. Но, к сожалению, верховный главнокомандующий занят игрой в гольф и спасением городка Фергюсон, штат Миссури, от расовых беспорядков.
Международный хаос, порожденный отсутствием лидерства, профессионализма и принципов внешней политики, будет нарастать. Это плохо не только для Америки. Это плохо для бизнеса, для чувства оптимизма, нужного для продолжения инвестиций, для благополучия всех нас, живущих на этой планете.