К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Замыкая круг: как потребительское кредитование создает новую экономику Китая

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Население КНР превратило страну из аграрной в урбанизированную. Теперь на повестке дня — строительство нового общества потребления. Какая роль в этом отведена кредитованию?

В прошедшее десятилетие предоставление дешевых кредитов строительной отрасли позволило Китаю создать транспортную инфраструктуру и бесчисленные города, а заодно вывести из нищеты сотни миллионов бывших крестьян, ставших строителями. В следующее десятилетие, когда рост за счет строительства будет неизбежно снижаться, кредитование будет снова призвано на помощь. На этот раз это будет потребительское кредитование.

Осуществление плана форсированной модернизации Китая потребовало создать в стране уникальную систему управления капиталом. Создана полумонополия на сбережения, при которой традиционно бережливое население было вынуждено хранить капитал под практически нулевые проценты в квазигосударственных банках.

Этот бесплатный капитал, исчисляемый многими триллионами долларов, был использован для финансирования самой грандиозной стройки в истории человечества — «мастерской мира».

 

Однако уже совсем скоро мы станем свидетелями следующего этапа развития китайской экономики. Китай из аграрной страны уже превратился в урбанизированное общество с достаточно быстро формирующимся средним классом. Следующей задачей является превращение этого социального пласта в общество потребителей. Население помимо источника капитала постепенно становится и его пользователем.

До недавних пор массовый рост рынка потребления был невыгоден государству, поскольку не было завершено строительство производственной инфраструктуры. Еще недавно Китай специализировался лишь на товарах с низкой добавочной стоимостью — одежда и т.п., в то время как сложные продукты импортировались, приводя к потере страной значительного объема капитала. Теперь же, когда значительная часть высокотехнологических товаров с высокой добавочной стоимостью уже производится внутри страны, рост потребления начинает активно поощряться Пекином. Отныне добавочная стоимость остается внутри китайской экономики.

 

Более того, сохраненная добавочная стоимость вызывает мультипликативный эффект. В Китае бывает интересно наблюдать, как открытие какого-нибудь производства приводит к появлению по соседству магазинчиков, уличных ресторанов и парикмахерских. Создается множество сопутствующих рабочих мест, которые, в свою очередь, увеличивают потребление, тем самым замыкая круг. Именно в этом состоит замысел государственной стратегии по переходу к экономике потребления, к форсированной реализации которой Китай теперь готов. Потребительское кредитование будет одним из основных катализаторов этого процесса.

На настоящий момент потребительское кредитование в Китае практически не развито. Покупатели за все предпочитают расплачиваться наличными или дебетовыми картами. Автомобили также подавляющем большинстве покупаются без привлечения кредита. Даже покупка жилой недвижимости, особенно в небольших городах 3-го и 4-го эшелона, как правило проводится за счет сбережений покупателей. Ипотека широко распространена лишь в крупнейших городах, но и там покупатели законодательно обязаны вносить за первую и вторую квартиру как минимум 30% и 70% первоначального платежа, соответственно.

Однако, вопреки распространенному убеждению, китайцы не против кредитования.

 

Это верно, что в недавнем прошлом китайцы были склонны сберегать, нежели тратить — согласно официальных данных, в среднем китайцы сберегают 20% своего дохода. Скорее всего, такая высокая норма сбережения вызвана хроническим чувством незащищенности, выработанное поколением периода Культурной революции. Поколение 1970-х, по наблюдениям, абсолютно другое — с точки зрения потребления они намного меньше отличаются от американских сверстников.

У низкой закредитованности потребительского сегмента есть важное положительное качество — она придает китайской экономике определенную степень стабильности. Во время прошлого кризиса в Америке именно чрезмерный уровень потребительского и ипотечного кредитования привел к затяжному характеру рецессии, поскольку, столкнувшись с высокими процентными ставками и ужесточенными требованиями к заемщикам, американцы впали в анабиоз и прекратили делать значительные покупки.

Рост потребительского кредитования, разумеется, сделает китайскую экономику более уязвимой. Однако при разумном регулировании все будет оправдано. Во-первых, это простимулирует создание рабочих мест внутри страны, во-вторых, снизит зависимость Китая от экспорта и от конъюнктуры мирового рынка, а в-третьих, даст новый стимул развития банковской системе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+