Слишком большое количество автомобилей — одна из главных проблем современных городов. Избыток средств передвижения приводит к пробкам, пожирающим время и деньги водителей, их пассажиров и всей экономики. По расчетам консалтингового агентства Roland Berger, трудности с движением в тридцати крупнейших городах мира обходятся в общей сложности в $266 млрд в год и эта сумма будет только расти.
Простого решения проблемы с транспортом на сегодняшний день нет, но страны, города и отдельные компании пытаются использовать различные варианты снижения потерь. Одни инвестируют в общественный транспорт, другие увеличивают дорожную сеть, третьи пытаются заранее ограничить количество автомобилей в городе административными методами — повышая налоги или вводя дополнительную плату за регистрацию машины.
Китай имеет преимущество перед развитыми странами: несмотря на быстрый рост количества автомобилей, спрос населения на них далек от насыщения.
Сегодня по дорогам страны ездят более 140 млн машин (и еще более 110 млн мотоциклов, мотороллеров и мопедов). Для почти полуторамиллиардного населения это совсем немного, в Европе соотношение машин и людей выше в разы. А значит, у Китая есть время, чтобы попытаться заранее понять, как решать надвигающуюся проблему пробок и загрязнения воздуха. Правда, времени не так много: за год автопарк в стране увеличивается на 20-22 млн автомобилей.
Выигрышные номера
Очевидный способ сдержать рост количества автомобилей в городах — ограничить возможность их покупки. Учитывая, что машины необходимо регистрировать, проще всего выдавать покупателям столько номеров, сколько сочтет нужным местная власть, а автомобили с номерами из других регионов пускать в город только за деньги или не пускать на самые загруженные магистрали вовсе. Вопрос лишь в организации процесса: желающих приобрести дефицитный номер будет намного больше, чем самих номеров. Вариантов, по большому счету, три: создать очередь и выдавать знаки тем, кто раньше в нее встал, разыгрывать номера в лотерею или продавать их за деньги.
На сегодняшний день в Китае шесть городов установили ограничения на выдачу номерных знаков. Первопроходцем в этом деле стал Шанхай, который ввел аукционную систему продажи автомобильных номерных знаков еще в 1986 году, правда, тогда она не была востребована в силу бедности населения и низкого спроса на машины. Реальная работа началась в 1994 году. За прошедшие годы система торгов много раз менялась: власти набивали шишки в борьбе со спекулянтами и коррупционерами, вводили ограничения для иногородних, создавали компьютерную инфраструктуру, меняли количество продаваемых номеров, предлагали преференции покупателям отечественных машин — и отказывались от преференций. В более-менее нынешнем виде аукционная система существует с 2008 года.
Намного позже, в 2011 году, власти столицы страны Пекина поняли, что не справляются с наплывом автомобилей, число которых в городе приблизилось к 5 млн. Но они решили пойти более «справедливым» путем — распределять ограниченный ресурс через ежемесячную лотерею. Сначала власти разыгрывали 250 000 номеров в год, но с 2014 года снизили это число до 150 000. Спрос же тем временем продолжал расти. В результате, если в 2011 году номер получал один участник лотереи из десяти, то к весне 2014 года соотношение достигло уровня 1:150.
В небольшом провинциальном городке Гуйян с населением 4 млн человек и 1 млн автомобилей пошли по столичному пути: там тоже ежемесячно проводится лотерея, но количество разыгрываемых номеров — всего 24 000 штук в год. В Гуанчжоу власти решили совместить лотерею и аукцион: половина из 120 000 номеров в год разыгрывается среди счастливчиков, остальные продаются за деньги. Гибридная система действует также в Тяньцзине и Ханчжоу.
Шанхайская система
По официальным данным на конец 2013 года, в Шанхае насчитывалось около 1,8 млн частных автомобилей с местными номерами, несколько сотен тысяч государственных и примерно 0,5 млн «приезжих». По мнению властей, центр города в состоянии выдержать до 2,5 млн машин, то есть точка насыщения уже близка, несмотря на то что часть водителей не выезжает за пределы окраинных районов. Поэтому в 2014 году будет выдано всего 100 000 номеров, большую часть из них получат жители города, остальное — компании. Иногородние автомобилисты ранее также могли претендовать на покупку шанхайского номера, но с нынешнего года решено закрепить это право только за местными жителями.
Способ проведения аукциона за последние годы менялся несколько раз: если в самом начале он проходил в виде «живых» торгов в специальном зале, то сейчас ставки делаются через интернет. Нынешняя формула была введена в 2008 году и с тех пор почти не менялась.
Все начинается с внесения на счет аукциона безвозвратного взноса в 2000 юаней ($320), в обмен на который будущий участник торгов получает код доступа в систему. Сам аукцион проходит каждую третью субботу месяца. Процедура состоит из двух шагов. Сначала с 10 до 11 часов утра все участники должны сделать первую ставку. После этого электронная аукционная система определяет цену отсечения, с которой, согласно алгоритмам, должно согласиться достаточное количество участников. На втором этапе, формально продолжающемся полчаса (в реальности — несколько минут или даже секунд), участники могут сделать еще одну или две ставки в небольшом диапазоне вокруг назначенной цены. При этом те, кто еще на первом этапе сделал более высокую ставку, могут ее оставить (и гарантированно получить табличку с номером) или снизить до разрешенного коридора. В случае если количество ставок на втором этапе превысит количество номеров, победители определяются исходя из времени второй ставки: чем раньше — тем лучше.
В реальности, учитывая огромный спрос на номера, все «соревнование» сводится к тому, кто быстрее сделает ставку в районе верхней границы коридора на втором этапе. Это не так просто, как может показаться. Дело в том, что организаторы аукциона не хотят, чтобы в торгах участвовали «роботы», поэтому процесс специально усложняется: людям надо ввести три или четыре специальных кода (по сути, «капчи»), что занимает некоторое время и требует особой ловкости пальцев.
Самый дорогой кусок железа
Шанхайские автомобильные номера часто называют самым дорогим куском железа в мире. В 2002 году — в начале продолжающегося до сих пор периода роста цены — металлическая пластинка с номером обходилась покупателям примерно в 15 000 юаней ($1800). В то время аукцион проходил по простой схеме: все участники в закрытом режиме делали свою ставку, после чего несколько тысяч лучших предложений (по числу выставленных на торги номеров) удовлетворялись. Заранее предсказать цену отсечки при такой схеме крайне сложно, поэтому покупатели были вынуждены делать завышенные ставки, с каждым месяцем поднимая их все выше и выше.
В 2007 году средняя цена номера выросла до 56 000 юаней ($7400). Безудержный рост стоимости права на автомобиль заставил местные власти принять срочные меры по охлаждению рынка. Была введена новая система торгов (в основном сохранившаяся до сих пор, см. выше), в результате чего средняя цена рухнула до 23 000 юаней ($3000). Впрочем, сразу после этого рост возобновился.
Исторического максимума стоимость шанхайского номерного знака достигла в марте 2013 года. «Счастливчики», победившие в аукционе, в среднем выложили по 91 898 юаней ($14800). В китайских газетах тогда писали, что на такие деньги можно купить пару дешевых отечественных машин, еще и сдача останется. Несмотря на запредельные цены, на каждого победителя тогда пришлось почти двое проигравших. Аналитики рынка (и такие есть) начали говорить о скором пересечении психологически важной отметки в 100 000 юаней ($16 130) за номер. Однако не сложилось: власти в очередной раз приняли меры по охлаждению рынка, увеличили срок «блокировки» номера (время, в течение которого машину с номером нельзя продать), временно увеличили объем предложения. Понятливый рынок отреагировал, как и ожидалось: цены упали до рекомендованного местным правительством уровня — около 75 000 юаней ($12 000).
Опыт и немного наглости
Торги автомобильными номерными знаками по заказу властей города проводит компания Shanghai International Commodity Auction Co. Штаб-квартира компании расположена в одном из больших офисных зданий на Фужоу-роад, там же арендуют офисы десятки фирм, формально не имеющих отношения к происходящему в компьютерах аукционного дома, но находящихся здесь совсем не случайно. Агенты этих фирм «отлавливают» автомобилистов, пришедших подавать заявку на участие в аукционе, и делают им заманчивые предложения: за скромную сумму от 900 до 5000 юаней ($145-800) они могут повысить вероятность выигрыша в аукционе без необходимости делать завышенную ставку.
Смысл услуги заключается в том, что на основе опыта работы с торговой системой и знания психологии покупателей, агенты могут очень быстро сделать нужную ставку, «попав» в правильный диапазон. При этом они натренированы быстро распознавать защитные коды («капчу») при вводе данных, что дает дополнительный выигрыш во времени. Естественно, удачный «выстрел» получается не каждый раз, но они и не дают 100-процентную гарантию и возвращают деньги в случае неудачи. Вроде бы все честно.
С другой стороны, такой бизнес напоминает классическое мошенничество: если агентская фирма заключит договоры с несколькими десятками клиентов, то ставки некоторых из них выиграют и без особой «магии», то есть агентство гарантированно получит какую-то сумму, по сути ничего не делая, точнее, технически делая ставки за клиента. Оформляется это все как «консультационные услуги» и не является преступлением в Китае.
Черный рынок
Если государство устанавливает какие-то ограничения, всегда найдется некоторое количество людей, готовых помочь эти ограничения обойти. Автомобильный рынок в городах с лимитированной регистрацией процветает — пусть даже в «черном» или «сером» режиме.
Так, до недавних пор шанхайские номерные спекулянты использовали пробел в правилах, чтобы перепродавать полученные на аукционе знаки. Согласно правилам, покупатель номера для новой машины не мог продавать машину в течение нескольких лет (в разное время этот срок колебался от 3 до 10 лет). Но в правилах ничего не было сказано про новые номера, устанавливавшиеся на старые машины. Номер просто ставили на б/у машину и продавали вместе с ней. Однако в прошлом году эту лазейку закрыли, запретив продавать старую машину в течение года после установки номера.
Обойти правила получения номеров в Шанхае крайне сложно.
Единственный вариант — так или иначе воспользоваться старой машиной с уже зарегистрированным номером. Но особого нарушения в этом нет: количество машин в городе в результате таких операций не увеличивается. Более того, руководство города недавно объявило, что намерено привести к цивилизованному виду дикий вторичный рынок: действующие номера можно будет продать и купить официально, через ту же аукционную систему.
В Пекине же процветает «номерной» черный рынок: номерные знаки, выигранные в лотерею, легально или нелегально сдаются в аренду за несколько тысяч юаней в год или продаются за несколько десятков тысяч (сообщается и о сделках на сумму 100 000 юаней). Вместо получения денег в бюджет, как в Шанхае, власти Пекина почему-то предпочитают кормить спекулянтов.
Миллиарды на завтра
Доходы от аукционов номерных знаков поступают в бюджет Шанхая. Доходы эти весьма велики и быстро растут. По данным китайских официальных источников, только с 2002 по 2010 год выручка от продажи номеров составила 23 млрд юаней ($3,3 млрд). На следующий год автолюбители принесли в казну еще 5,1 млрд юаней ($0,8 млрд), в 2012-м город получил 6,7 млрд юаней ($1,1 млрд), а в 2013-м — уже 9,4 млрд юаней ($1,5 млрд). За первое полугодие 2014 года Шанхай заработал на номерах 4,7 млрд юаней ($0,76 млрд) — и это при проведении политики охлаждения рынка.
Небольшая часть вырученных денег (плата за право сделать ставку) идет на поддержание системы, а основная — на строительство и содержание инфраструктуры общественного транспорта, покупку новых автобусов и поездов и субсидирование проезда в общественном транспорте для жителей города. Десятки миллиардов юаней, вложенные в общественный транспорт в числе инвестиций из других источников, превратились в самое длинное (более 500 км) и быстрорастущее метро в мире, более тысячи автобусных маршрутов, поезд на магнитной подушке до аэропорта и низкие цены на билеты.
С помощью аукционной системы и искусственного сдерживания развития автотранспорта Шанхай создал для себя запас времени и средств на построение современной общественной транспортной системы, которая в конечном итоге избавит многих жителей города от необходимости покупать машину и тем более вторую или третью, как это принято в развитых странах.
Впрочем, в ближайшие годы Шанхай немного отступит от этого плана. Уже в этом году к стандартной аукционной квоте будет добавлено некоторое количество номеров, предназначенных для электромобилей. Покупатели «зеленых» машин как китайского производства, так и иностранного смогут зарегистрировать их без аукциона, лотереи и ожидания. Это больше похоже на символический шаг: вряд ли объем покупок таких машин достигнет значительных величин в обозримой перспективе, а значит, они не будут создавать заметные проблемы с движением в городе.