Возможно, это прозвучит парадоксально, но Владимиру Путину пора вмешаться в киевские события – на стороне протестующих. То, что вытворяет в последние дни Виктор Янукович, самым серьезным образом угрожает российским инвестициям в недалекое будущее Украины.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов недавно объяснял, почему обещанная Путиным Януковичу $15-миллиардная помощь – не благотворительность. Мол, облигации, которые покупает Россия у Украины, – «это бумаги, выпущенные по зарубежному законодательству через Ирландскую биржу, оформлены по английскому праву... и мы считаем, что в такой форме наши права будут достаточно защищены».
Действительно, первый «российский» выпуск долларовых облигаций Украины с погашением 20 декабря 2015 года и пятипроцентным купоном размещен через Дублинскую биржу и оформлен по английскому праву. Размещение прошло по номиналу, составившему $3 млрд, но Украина получила $2 999 500 000 — остальное, видимо, досталось букраннеру, «ВТБ Капиталу», его юристам из Clifford Chance и украинской «Саенко Харенко». Своим юристам, фирмам White & Case и «Лавринович и партнеры», украинские власти должны заплатить отдельно.
Учитывая характер размещения, его проспект — серьезный юридический документ на двух сотнях страниц.
В нем есть все обычные в таких случаях ковенанты: например, если Украина объявит дефолт по другим своим государственным обязательствам или ее внешний долг превысит 60% ВВП (сейчас это соотношение нормальное, 36,6%), Россия может потребовать деньги назад.
Как в любом таком документе, в проспекте есть раздел «Риски». Один из них описан так: «Украинское правительство не сможет удержать политический консенсус, что может привести к политической нестабильности». Дальше идет краткое описание внутриполитических проблем Украины, включая декабрьские события. «Эффект от продолжения протестов и других проявлений недовольства, вызванных действиями правительства, а также от реакции правительства на них, неясен, — говорится в проспекте. — Протесты и реакция правительства могут вызвать, среди прочего, все более негативное отношение со стороны западных правительств, организации и бизнеса... Если политическая нестабильность продолжится или возрастет, она может... оказать значительное негативное влияние на способность Украины выполнять обязательства по данным облигациям».
Иными словами, Украина официально предупредила инвестора — Россию — не только об общеизвестных своих проблемах: высокой инфляции, необходимости структурных реформ в экономике, зависимости от торговых отношений с самой же Россией, хрупкости национальной банковской системы.
Украина прямо заявила, что продолжение и эскалация политической нестабильности могут сделать ее несостоятельным должником.
Очевидно, что действия Януковича и его Партии регионов способствуют и затягиванию, и нарастанию нестабильности. Именно власть в конце ноября прошлого года устроила бессмысленный разгон студентов на майдане Незалежности, после которого почти уже прекратившиеся протесты против отказа от торгового соглашения с ЕС возобновились и усилились. Когда и эта новая фаза протестов почти закончилась – только немногие особо отчаянные оставались на майдане, – власть зачем-то приняла драконовские законы, направленные против демонстрантов и СМИ, и снова последовала эскалация, теперь уже с человеческими жертвами.
Доходность торгуемых на рынке украинских долларовых облигаций с погашением в конце 2015 года, как у выпущенных для России бумаг, выросла с 6,2% 16 января до 8,8% 23 января. Это тот самый риск, о котором говорится в проспекте. И эффект от действий правительства, вопреки тому, что там написано, вполне предсказуем: предыдущая, декабрьская эскалация тоже вызвала бурный рост доходности по украинским облигациям. То есть рискованности этих бумаг для инвестора.
Угроза финансовым интересам России исходит и от украинского кабинета министров, в отставке которого оппозиционерам упрямо отказывают Янукович и его товарищи по партии.
«С точки зрения того, как будут использованы средства, мы уверены, что состояние украинской экономики значительно поправится», – выражал надежду Шувалов.
Но ничего подобного пока не происходит.
Согласно проспекту, деньги от размещения облигаций Украина может потратить на «общебюджетные цели». Премьер Николай Азаров обещал было пустить российские $15 млрд на модернизацию страны, но, получив в свое распоряжение деньги, израсходовал их на то, чтобы «полностью закрыть все социальные выплаты». Иначе говоря, российские $2 999 500 000 осели в карманах украинских бюджетников, основной надежды и опоры Януковича и Партии регионов. Они не помогли ни перенастроить украинскую экономику, ни выполнить обязательства перед иностранными кредиторами – они просто проедены, потрачены на кратковременное поддержание социальной стабильности. В политическую стабильность она при этом не конвертировалась: на улицах Киева война.
Я сейчас хожу по этим улицам и слышу разговоры о том, что это Путин требует от Януковича все более жесткие меры против демонстрантов. Мой друг Владимир Федорин, до недавних пор редактор киевского Forbes, предположил, что Путин хочет, чтобы протестующие были сметены с улиц к началу Сочинской Олимпиады – чтоб не омрачали.
Может быть, все это так и есть. Но на самом деле в интересах и России, и самого Путина сейчас было бы, наоборот, максимально жестко надавить на Януковича, чтобы он прекратил репрессии, а может быть, и пошел бы на уступки протестующим. Так и от Сочи Украина отвлекать перестанет, и деньги, с большей вероятностью, вернутся. А может быть, дальнейшие транши даже не уйдут в песок, как первый.