Виктор Янукович заблудился в трех экономических соснах. Ради обогащения и укрепления личной власти он пожертвовал инвестиционным климатом Украины. Пытаясь удержать благосклонность населения — влез в долги и растратил резервы. Чтобы расплатиться по кредитам — не стал подписывать торговое соглашение с Европой. Экономика Украины находится в тяжелом кризисе, который перерастает в финансовый. Это сделает выживание режима Януковича невозможным.
Отказ подписать торговое соглашение с Евросоюзом и применение силы в отношении участников протестных акций привело к быстрой эрозии политического доверия в Украине. Режим Виктора Януковича, разочарование в котором и без того росло, начал семимильными шагами приближаться к своему финалу.
Пора подводить итоги.
В основе развернувшегося в Киеве противостояния лежат политические мотивы. Но одновременно в стране начинается системный финансовый кризис. Отсрочить его могут лишь кредиты, которые Украине не хочет давать ни МВФ, ни Россия.
МВФ, на игле которого Украина сидит с 2008 года, выдвигает условиями кредита освобождение курса гривны, заморозку зарплат и пенсий, повышение цен на газ. Это самоубийственный для Януковича сценарий, но альтернативы не видно. Получить денег от ЕС в качестве платы за интеграцию команда Януковича рассчитывала лишь в силу непрофессионализма. Деньги от Китая проблемы не решают — это долгосрочные проекты. Условием российских кредитов могли бы стать сотрудничество с Таможенным союзом и военно-промышленная кооперация. Это тоже самоубийственный для Януковича сценарий — прямой путь к досрочным выборам.
Сугубо необходимостью срочно взять в долг объясняется отказ правительства Украины подписывать соглашение с ЕС. Кредиты нужны для поддержания бюджета и предотвращения девальвации гривны. Европейским маневром Янукович хотел сделать сговорчивее Владимира Путина и удержать экономическую стабильность до выборов 2015 года. Но даже если Россия даст денег, этот финт теперь не пройдет. Рядовое соглашение о торговле с Европой стало для украинцев символом другой жизни: общественного и экономического устройства, основанного не на блате, привилегиях и откатах, а на честных и одинаковых для всех правилах игры.
Экономический кризис
Украинская экономика переживает полноценный кризис. ВВП в первом полугодии 2013-м упал на 1.3%, промышленность за 10 месяцев – на 5,2%. Экономического роста нет с весны 2012 года. Два года не растут цены — и потребительские, и промышленные. Замедляется рост заработных плат и доходов населения. В январе-ноябре выпуск автомобилей упал на 39,8%, стальных труб — на 22%. На стимулирование спроса — и потребительского, и инвестиционного у правительства нет денег. Украинский экспорт в январе-сентябре упал на 6,5%. С 2005 года страна ни разу не заканчивала год с положительным текущим сальдо. В этом году импорт за 9 месяцев превысил экспорт на 15,5%, в 2012 году — на 15.9%.
Исправить ситуацию могла бы девальвация гривны на 15-25%. Она повысит конкурентоспособность украинских товаров и туризма, снизит привлекательность импорта. Но этот шаг грозит проблемами бюджету и банкам. Население почувствует, что с экономической политикой что-то не так. Поэтому экономическая команда Януковича сделала стабильность гривны основной своей целью, предпочитая сокращение резервов Нацбанка коррекции валютного курса.
С конца 2010 года международные резервы Украины снизились почти наполовину: с $34,6 млрд до $18,7 млрд. А курс гривны к доллару с 2009 года почти не менялся. Стабильность гривны прибавляет Януковичу несколько процентов популярности, но лишает экономику конкурентоспособности, а финансовую систему — устойчивости. Дефицитный текущий счет можно балансировать притоком инвестиций и займов. Но прямые иностранные инвестиции и раньше были небольшими, а в первом полугодии сократились в 2,7 раза, до $1,4 млрд.
Наращивать дальше внешний долг Украина тоже не может. За 2006-2012 годы совокупный долг вырос почти вчетверо — с $39,6 млрд до $135,1 млрд (прошлогодний ВВП — $176 млрд). Внешний долг в 1,5 раза превышает даже рекордный прошлогодний экспорт (аналогичный показатель у России — 1,35). С весны 2012 года, когда остановился экономический рост, почти прекратился и рост внешнего долга. Государству в долг больше не дают, а корпорации и банки увеличивать займы в условиях подступающей девальвации не рискуют.
Кризис украинской экономики имеет несколько внешних и внутренних причин.
1) Низкие цены на черные металлы. В январе-сентябре 2013 года экспортная выручка от продажи металлов уменьшилась на 9,6% по сравнению с этими месяцами 2012 года. Металлы — около трети украинского экспорта. Рассчитываемый МВФ индекс цен на них с начала 2011 года упал на 30%. Цена на железную руду сейчас на 27% ниже, чем в начале 2011 года, а алюминия — на 34%.
2) Сверхвысокая цена на российский газ. Украина покупает газ дороже, чем Европа. Это результат дружбы Юлии Тимошенко с Путиным, приведшей к подписанию невыгодного для Украины соглашения. Определяемая по нему цена газа в этом квартале составит $410 за тысячу кубометров (и это с учетом скидки в $100) — на уровне восточноевропейских стран или чуть дороже. В Армении российский газ стоит $189, в Белоруссии — $163. За это соглашение Тимошенко расплачивается тюрьмой. Усилия по сокращению потребления газа, наращиванию его добычи в стране и налаживанию поставок реверсом из Европы дают медленный эффект.
Вопреки формальной логике, злополучное соглашение, при подготовке которого Путин, по словам украинского газового олигарха Дмитрия Фирташа, всех обыграл, а Тимошенко ему подыгрывала, оказалось невыгодным и для России. Грабительские условия загнали украинских партнеров «Газпрома» в долговую яму, они задерживают платежи, требуют плату за транзит российского газа в Европу авансом. Зимой поставки газа в Европу находятся под угрозой срыва. А в долгосрочном плане Украина стремится слезть с российской газовой иглы (поставки уже сокращены вдвое) и когда-нибудь этого добьется.
3) Чрезмерная государственная нагрузка на экономику. Совокупная нагрузка (бюджеты государства и регионов, пенсионный и соцфонды) приближается к 50% ВВП. Налоговая нагрузка распределена неравномерно: льготируются малый бизнес, сельское хозяйство, металлургия, нефтехимия. Налоги на зарплату составляют 36% — сильнейший стимул их избегать. В условиях стагнации экономики региональные бюджеты за январь-ноябрь недополучили 7,5% доходов, а госбюджет — 10%. Инвестиции уже срезаны — текущие расходы составляют 95% трат бюджета. Приходится занимать.
Госдолг Украины вроде бы не велик — всего 17,2% ВВП. Однако с учетом региональных властей и госгарантий он приближается к 35% ВВП. В последние 9 лет бюджет средний размер дефицита — 2,8% ВВП.
Недоверие правительству столь велико, что при нулевой инфляции украинский Минфин вынужден привлекать средства в гривнах по ставке 14,3% годовых, а в долларах — 7,75%. Кредиты приходится брать в дружественных банках: борьбы на аукционах не наблюдается. Остальные банки заняты изысканием денег для желающих выйти в кеш клиентов. Иначе начнется банковская паника. Внешним долгом проблема не исчерпывается: с 2011 года правительство вынуждено занимать в валюте и на внутреннем рынке (в первом полугодии — чуть больше половины займов). Поэтому девальвация резко увеличит долговые расходы бюджета.
В энергетике, как в России до кризиса 1998 года, господствуют неплатежи. Госбюджет должен местным бюджетам, они — предприятиям тепло- и водоснабжения. Эти организации должны поставщикам энергии, а те, по цепочке, — поставщикам газа. Не имея денег, Янукович пытается развязать эту цепочку за счет векселей с 5%-ной доходностью. Это попытка снизить долги, избегая масштабной эмиссии гривны, ведущей к девальвации. Такой подход не улучшает финансового состояния предприятий и снижает их платежи в бюджет. Растет задолженность по зарплате бюджетникам и чиновникам.
В ноябре правительство разрешило пенсионному фонду выплачивать пенсии за счет привлекаемых в коммерческих банках кредитов. Налицо все черты финансовой пирамиды.
Бюджетные трудности не мешают госорганам и судам закупать дорогую мебель, а местным властям — помогать бизнесменам вывести землю из-под налогообложения. Треть бюджета футбольного Евро-2012 была разворована. Средняя зарплата в Украине — $403, при этом донецкая прокуратура в расчете на одно рабочее место обходится налогоплательщикам в $1597 ежемесячно. Проворовавшиеся на закупке итальянских каштанов для Крещатика чиновники киевской горадминистрации, будучи уличены, оформили себе поездку в Италию: проверять, кто подменил каштаны.
Прокормить неэффективное и разросшееся как раковая опухоль государство, в котором чиновники шикуют больше, чем олигархи, Украина не в состоянии.
4) Неблагоприятный деловой климат. В рэнкинге восприятия коррупции Transparency International Украина на 144-м месте из 177, а Россия — на 127-м. Нравы и обычаи чиновников, не успевших наесться, застряли в середине 1990-х. Нормы поведения бюрократии задаются политическим руководством страны. Оно в случае Украины занято приватизацией самых красивых участков под Киевом и в Крыму, огораживанием их гигантскими заборами и построением за ними дворцов.
Все это портит деловой климат. Высокие налоги, которые необязательно платить. Жестокие законы, которые по знакомству можно не выполнять. Риски отъема собственности с участием правоохранительных органов. Госзакупки — исключительно у родных, близких и знакомых. Необъективная судебная система. Гигантское влияние чиновников на любой бизнес. Плохо работают все госуслуги для бизнеса – получение разрешений, лицензий, аренды. «Весь малый и средний бизнес — прокурорский, — говорит участник одного из обследований бизнеса, проведенного CASE Ukraine. — Если нет прокурорского прикрытия — его отберут».
Права Лилит Геворгян, аналитик IHS Global Insight: «Нынешние проблемы Украины не связаны с выбором между про- или антиевропейской политикой. Это результат многих лет неправильного управления экономикой, популизма нынешнего и прежнего [Тимошенко – Б.Г.] правительств, невозможности преодолеть коррупцию, монополистическую структуру экономики и выстроить независимую судебную систему».
Финансовый кризис
Плачевное состояние экономики буквально в эти дни перерастает в финансовый кризис. У него будет три компонента: долговой, валютный и банковский.
В 2014 году Украина должна вернуть МВФ $3,7 млрд, в т. ч. $1,2 млрд — в первом квартале. В апреле надо платить $1 млрд по евробондам. Всего на 2014 год Украине нужно не меньше $7,3 млрд только чтобы рефинансировать долг, а за два ближайших года, по расчетам Bloomberg, выплатить придется почти $17 млрд. Поэтому, как говорил первый вице-премьер Сергей Арбузов, Украина и пытается занять $10 млрд.
За 11 месяцев этого года Украина выплатила по внешнему долгу $4,7 млрд. Внешние рынки заимствований для страны практически закрыты. Накапливает долги «Нафтогаз». Доходность госбумаг, погашаемых в 2014 году, с началом акций протеста выросла до рекордных 21,2%, а погашаемых в 2023 году — до 10,9% годовых. Страховка от дефолта Украины взлетела на 4-летний максимум. Пока Янукович гордо говорит, что кредит МВФ ему нужен не на любых условиях.
Несколько дней — и такой возможности у него не будет.
Инвесторы уверены, что предстоит серьезная реструктуризация госдолга. Правительство пока в этом не сознается. Возможно, 2014 год будет начат без утвержденного Верховной радой госбюджета. Его финальный вариант до сих пор не опубликован, а предыдущие были основаны на нереалистичных макроэкономических предпосылках.
Уже неделю украинцы, увидевшие неизбежность девальвации гривны, не могут обменять сбережения на доллары и евро по официальному курсу. В обменных пунктах нет денег. Курс гривны на межбанковском рынке (8,28 грн за $1) все дальше отрывается от официального (7,99). 3-месячные форвардные контракты оценивают стоимость гривны в середине марта в 8,87 за $1. Ликвидность в гривнах быстро испаряется — Нацбанк пускает все доступные средства на удержание гривны от девальвации.
Все больше опасений вызывает состояние банков. Стабильность гривны до начала осени сыграла с вкладчиками злую шутку. За январь-октябрь депозиты населения в банках выросли на 18% ($8 млрд), до 429 млрд грн ($53,7 млрд). При этом 94% прироста пришлось на гривны — дедолларизация в развивающихся странах всегда идет особенно активно перед кризисом. Очевидно, вкладчики вскоре начнут жалеть о своих решениях, что грозит полноценным набегом на банки. Им уже не хватает ликвидности: ставки по межбанковским операциям овернайт, еще в июне составлявшие 2%, взлетели до 20,8% годовых. За прошлую неделю отток средств из системы депозитов, по слухам, составил около 5 млрд грн — около 1,2%.
Вскоре Нацбанк будет вынужден ввести, как в 2008-2009 годах, временные ограничения на снятие средств в банках и мораторий на отзыв срочных депозитов. Но за пару кварталов зимы 2008/2009 даже в таких условиях банковская система лишилась четверти депозитов. Депозиты населения составляют 34,5% банковских пассивов. Ресурсов удержать ситуацию без девальвации у Украины нет: если в конце 2008 года резервы Нацбанка вдвое превышали объем гривневых депозитов (которые население желало обменять на валюту), то сейчас у граждан на гривневых счетах денег в 1,5 раза больше, чем у Нацбанка в валютных резервах. В таких условиях вполне вероятное снятие даже 10% депозитов приведет к полноценному коллапсу банковской системы. К счастью для банков, лишь 20% депозитов населения бессрочные. Но у компаний на таких счетах 57% средств в банках ($27 млрд).
Нацбанку придется включать печатный станок, обеспечивая банки ликвидностью. Но 20%-ная девальвация — очень плохой сценарий для бюджета: резко увеличатся расходы на выплату долга. Вырастет дефицит у «Нафтогаза», госдолг может достичь 45% ВВП, правительству придется ввести режим жесткой экономии.
На пути в Европу Украине придется пройти через жесточайший бюджетный и финансовый кризисы. Результатом должно стать выстраивание новых правил игры. Прокормить государство-паразит, высасывающее из экономики половину соков, страна не в состоянии. Так что Майдан — попытка переучредить государство на новых основаниях — это вполне рациональное экономическое поведение. Иначе с дороги, ведущей к пропасти, не свернуть.