В среду был отправлен в отставку глава налоговой службы США (IRS) Стивен Миллер. Причиной стал политический скандал, суть которого сводится к необычной для американских властей практике — преследованию оппонентов нынешней администрации при помощи налоговых служб.
О давлении IRS на консервативные неправительственные организации стало известно на прошлой неделе. В основном речь идет об участниках движения Tea Party («Чайная партия»). Их прессовали с 2011 года. Позже появились сообщения о том, что IRS с 2010 года преследовала и некоторые произраильские организации, например Z- Street.
Давление заключалось в проведении дополнительных налоговых проверок организаций, которые по закону имели право на налоговые льготы.
IRS признала, что в 2012 году более тщательно проверяла деятельность структур, имевших в названиях слова «патриот» и «чаепитие» — в память о Бостонском чаепитии, положившем начало Американской революции 1776 года. Флагом у них является стяг анти-британских патриотов, изображающий зеленую змею на желтом фоне и лозунг «Не топчи меня!» (Don’t tread on me!). Такие «чайные» названия обычно носят организации, представляющие либертарианское крыло Республиканской партии, мягко говоря, не любящие Обаму. Согласно их жалобам, IRS требовала от активистов предоставления списков жертвователей и другой конфиденциальной информации.
Также преследовались организации, которые критиковали правительство США за растущие государственные расходы, дефицит бюджета, огромный госдолг и высокие налоги.
Позднее стало известно, что о нарушениях руководство налоговой службы знало еще в 2011 году, но с тех пор не раз заявляло о непредвзятости в отношении политических групп, имеющих статус неправительственных организаций. Хотя члены конгресса начали интересоваться ситуацией в том же 2011 году, IRS не сочла нужным предоставить соответствующую информацию конгрессменам.
В минувшую пятницу IRS принесла извинения за допущенные «ошибки».
По словам Лoис Лернер, главы подразделения IRS, отвечающего за взаимодействие с освобожденными от налогов организациями, действия IRS были неправильными, бестактными и неуместными. При этом она подчеркнула, что действия налоговиков не носили политически мотивированного характера, а вся ответственность за них лежит на рядовых сотрудниках IRS, и — боже упаси! — никто из высших чинов об этом не знал. Ведь говорили же в показаниях Конгрессу руководители налоговой, в том числе и глава службы, и г-жа Лернер, что налоговая служба никак не прессует политических оппонентов президента Обамы. А раз говорили, значит это сущая правда и так оно и есть!
То есть IRS пытается всех уверить в том, что рядовые сотрудники службы без команды сверху, по собственной инициативе и без оповещения руководства в Вашингтоне, в трех региональных подразделениях создали особую категорию организаций, которые по случайному стечению обстоятельств оказались оппонентами нынешней администрации. В это верится слабо.
Республиканцы не удовлетворены извинениями IRS и пояснениями правительства и, пользуясь своим большинством в нижней палате конгресса, пообещали провести собственное расследование.
Кстати, и президент Обама заявил, что, если подтвердятся сообщения об усиленных налоговых проверках в отношении оппозиционных организаций в стране, виновные должны понести наказание. Возможно, отставкой Миллера дело не закончится.
Последний раз такое было при покойном Ричарде Никсоне — единственном президенте в ХХ веке, ушедшем в отставку перед лицом неизбежного импичмента. В СССР никогда не понимали, почему отправка неумех-«водопроводчиков» в отель «Уотергейт» для шпионажа за политическими противниками-демократами привела к импичменту. Что же делать, думали в Москве, президенту, если не шпионить за врагами?
Но не все так просто и в Вашингтоне. Еще одной резонансной новостью о действиях администрации Обамы стало недавнее сообщение Associated Рress (АР) о том, что американский Минюст конфисковал записи телефонных разговоров журналистов и редакторов с более 20 телефонных линий АР за двухмесячный период. Чиновники ищут источник утечки информации, опубликованной агентством в статье об операции ЦРУ в Йемене. Президент АР Гэри Пруитт назвал эти действия «масштабным и беспрецедентным вторжением» в работу масс-медиа.
Что же происходит с администрацией Обамы? Ее действия нельзя трактовать иначе, как преследования неугодных и неправовое использование административных инструментов власти в узких политических целях, что противоречит закону и конституции страны.
Государство должно соблюдать закон и защищать граждан, а не препятствовать их политической свободе, свободе выражения мнений или ущемлять их право на информацию. По крайней мере в США так было всегда. Скорее всего, Конгресс и суды поставят зарвавшихся налоговиков на место. В стране есть сильная оппозиция и свободная пресса.
Но если ситуация с зарвавшимися следователями не будет взята под контроль, я не удивлюсь очень резкой реакции со стороны избирателей, и дай бог, если только на выборах.