Праведники на то и праведники, чтобы напоминать о древних христианских нормах, от которых по разным причинам церковь и верующие отошли за две тысячи лет ее истории, и призывы вернуться к которым повторяются почти каждое столетие. В отличие от дня сегодняшнего в прошлом верующие понимали слабость человеческой природы и не требовали от всех поголовно священнослужителей следования этим нормам. Радовались, что есть праведники.
Ситуация начала меняться со второй половины XIX века, когда папство лишилось светской власти и территории Папской области. Этим его беды и проблемы не закончились. В результате революций к власти то в одной, то в другой стране католического мира стали приходить враждебные церкви силы. «Союз алтаря и трона» ушел в прошлое. Католические монархи постепенно превращались в конституционных, а то и просто заменялись президентами.
Опорой церкви в этих условиях стали простые верующие.
Они создали политические партии, католические СМИ и профсоюзы, массовые католические движения. Папство же медленно приспосабливалось к переменам.
Новый цивилизационный перелом наступил в начале 70-х годов XX века, когда во все христианские церкви пришли новые верующие. Их объединяло наличие высшего и профессионального образования, жажда богословских знаний и желание реформировать церковь. Общими чертами для новых верующих (неофитов) стали горячая вера и повышенные требования к священнослужителям. В них хотели видеть духовных руководителей, а не требоисполнителей. Папство и Католическая церковь к этому времени осознали необходимость принципиальных перемен в отношениях с миром, главным образом с паствой. Об этом говорят решения Второго Ватиканского собора (1962-1965).
Следствием этих новых взаимоотношений клира и мирян на первых порах стали контроль общины за финансами, внимание к религиозному образованию и повышение роли мирян в принятии решений в общине. В тех случаях, когда эта активность не находила себе применения (из-за пассивности духовенства), внутри Католической церкви появлялись массовые мирянские движения и организации. Все они устанавливали принципиально новые отношения со священниками и епископами. Одним из последствий этих изменений стала прозрачность церковных финансов, публикация бюджета общины (епархии) с последующим отчетом о выполнении. Сегодня это нормальное явление во многих странах Западной Европы и Северной Америки.
За прозрачность финансов Ватикана высказался после избрания на папский престол Иоанн Павел II. С этой целью во главе финансового контроля им были поставлены американские кардиналы. Стали публиковаться бюджеты Апостольского престола и Ватикана.
После многочисленных финансовых скандалов папа Иоанн Павел II попытался реформировать Банк Ватикана («Институт религиозных дел», существующий с 1942 года). Скажем прямо, сделать прозрачной эту структуру не удалось. Уже при Бенедикте XVI Банк пережил очередной скандал. Поскольку Ватикан входит в зону евро, банк обязан следовать всем инструкциям ЕЦБ. За «отмывание грязных денег» итальянские финансовые службы оштрафовали банк на €30 млн. «Непрозрачность» своих транзакций представители банка объясняют необходимостью соблюдать тайну денежных переводов для церквей в странах с коммунистическими или диктаторскими режимами. Но критики банка, у которого сейчас 20 800 клиентов (88% из них — духовенство), подозревают, что с его помощью отмываются деньги итальянской мафии.
Впрочем, некоторых успехов в борьбе за прозрачность финансов Католической церкви добиться все-таки удалось. В частности, стали открытыми данные о доходах духовенства во многих странах. И как выяснилось, это небольшие деньги. Так, начальная ставка сотрудника римской курии (высококвалифицированного специалиста с ученой степенью) в 2003 году была €1313 в месяц. И это лишь немногим больше базовой ставки для священников в Италии. Через два года сотрудник курии получает вместе с добавками €1399 в месяц. Как написал в 2004 году в книге All the Pope's Men (что можно перевести на русский как «Вся папская рать») американский журналист Джон Аллен, «для высококвалифицированных специалистов в США такая зарплата — оскорбление».
Столь низкие зарплаты отчасти объясняются принципиальной позицией церкви. Это сознательно проводимая и поддерживаемая папами политика. Тот же Иоанн Павел II говорил, что вознаграждение за труд в римской курии должно обеспечивать достойное содержание сотрудникам и одновременно не демонстрировать превосходства по отношению к бедным.
Эта позиция находит поддержку внутри церкви. Группа священнослужителей, которые ведут демонстративно аскетичный образ жизни, продолжает расти. Сегодня уже никого не удивляет отказ епископов от дворцов и представительских машин.
Один из ярких примеров такого поведения — бельгийский кардинал Годфрид Даниелс. «Мне вполне хорошо, когда я езжу за рулем своего маленького «гольфа», — объясняет Даниелс. — И люди меня знают и понимают, что хотя автомобиль мал, но принадлежит он кардиналу. Это меня не унижает. Люди меня и так уважают». Кардинал Бергольо отличается от многих других кардиналов лишь тем, что в связи с избранием на папский престол о нем заговорила мировая печать, а о других епископах и кардиналах СМИ и их читатели мало что знают.
Отказываются от роскоши и на самом верху. Первым папой, который частично отступил от средневекового этикета, был Иоанн XXIII, занимавший престол с 1958-го по 1963 год. Все следующие за ним папы в той или иной мере отказывались от помпезных средневековых норм папского церемониала — от короны, от целования папской туфли, от Sedia Gestatoria (папские носилки), от флабеллумов (больших церемониальных опахал, сделанных из белых страусиных перьев), от помпезности папской интронизации и папских богослужений. Со времен Иоанна XXIII папы стали подчеркивать служебный характер папства, что соответствует титулу папы как Servus Servorum Dei, «Слуги Слуг Божьих». Папа Франциск лишь сделал лишь очередной шаг на пути возвращения папства к нормам, характерным для Древней Церкви.