Анализ мировых угроз на 2013 год был представлен на минувшей неделе Комитету по разведке Сената в ежегодном докладе World Wide Threat Assessment. На документе подпись директора национальной разведки США Джеймса Клэппера, хотя писали его представители всех 16 разведслужб страны, а генерал Клэппер выступил как дирижер оркестра под названием «американское разведсообщество».
России из 29 страниц доклада уделены 2 и еще по полстраницы — Средней Азии, Кавказу и Украине-Беларуси-Молдове. Не густо! На первое место среди глобальных угроз авторы поставили киберугрозы. Может, потому что они новые, а может и потому, что фирмы в сфере кибербезопасности научились хорошо лоббировать миллиардные бюджеты от Пентагона и разведслужб.
По мнению аналитиков, одна из наиболее серьезных угроз — кибертерроризм, из-за которого целые регионы могут быть отключены от электросетей, ядерные электростанции могут взорваться, как в Чернобыле или Фукисиме, а электронный шпионаж позволит хакерам на госслужбе узнать все самое сокровенное, от чертежей гиперзвукового бомбардировщика до кодов запусков и целей межконтинентальных ракет.
В числе самых опасных акул киберфронта упоминаются Россию и Китай.
Именно российская и китайская — главные иностранные разведки, несущие потенциальную опасность США в этой сфере. Однако если Москва и Пекин, по мнению Клэппера, вряд ли пойдут на «столь разрушительное наступление против США, то Иран, Северная Корея и транснациональные террористические организации представляют реальную угрозу».
Отдельная глава доклада посвящена терроризму и межнациональной организованной преступности. По мнению разведслужб, «арабская весна» создала новые угрозы американским интересам в регионе. Судя по всему, стабильность там наступит не скоро, а значит, угрозы Вашингтону и его союзникам Саудовской Аравии, Израилю, монархиям Персидского залива сохранятся не на один год. В то время как администрация Барака Обамы пыталась бежать впереди паровоза арабских революций, разведчики уже говорят об антиамериканской направленности новых режимов. Так за что, как говорится, боролись?
Кроме того, «Аль-Каида» и ее аффилированные структуры также не перестают быть угрозой Западу, так как совершенствуют стратегию, тактику и методы борьбы. Появление новых, зачастую слабых или переходных правительств в Египте, Тунисе, Йемене и Ливии, а теперь и гражданские войны в Сирии и Мали, дали возможности филиалам «Аль-Каиды» нанести урон американским интересам. Рассредоточенная и децентрализованная природа террористических сетей создают угрозы США и Западу в целом. В отчете приведены такие примеры, как атака на американское консульство в Бенгази, в результате которой был убит американский посол Стивенс, и нападение на газовый комплекс в Алжире.
Еще одной серьезной опасностью разведывательное сообщество считает распространение оружия массового поражения, рост вероятности химической и биологической войны. Снова в качестве основных государств, угрожающих США, разведка называет Иран и Северную Корею. Иран может в ближайшее время разработать ядерное оружие для обеспечения своей безопасности, престижа на международной арене и регионального влияния. У Ирана есть все научные, технические и индустриальные возможности для достижения этой цели. Нужно лишь желание. Ну а если учесть постоянные угрозы политических деятелей Ирана и представителей иранского духовенства, то становится очевидно — угроза весьма и весьма реальна, о чем недавно заявил и президент Обама в интервью израильскому ТВ.
То же касается КНДР, которая, как полагает нацразведка США, может начать экспортировать ядерные технологии. Сирия уже имеет химическое оружие. Сегодня ее запасы сарина, VX и других отравляющих веществ могут попасть в руки террористов, действующих на ее территории при поддержке Катара и Саудовской Аравии.
Природным ресурсам, зерну, воде и энергоносителям посвящен отдельные раздел доклада. Отмечается, что цены на нефть останутся очень чувствительными к политической нестабильности на Ближнем Востоке, ситуации вокруг Ирана и динамике глобального экономического роста. В текущем году разведчики прогнозируют рост нефтедобычи в Северной Америке и Ираке. Последний увеличил добычу с 2.4 млн баррелей в день при Саддаме до 3.3 млн сегодня.
Что касается России, то авторы доклада отмечают возможности для нормализации отношений Москвы и Вашингтона.
С внутренней российской политикой, по их мнению, все ясно: после поблажек протестующим в 2011-2012 годах руководство решило сохранить систему любой ценой. Оппозиция разобщена, а ее лидеры подвергаются преследованиям, запугиванию и арестам. «Внешнеполитический курс России в ближайший год, скорее всего, сохранится. При этом он может подвергнуться влиянию внутриполитических факторов», — говорится в докладе. Путин видит пользу в сотрудничестве с США «по определенным вопросам», но чувствителен к американской критике, которую он воспринимает как вмешательство во внутренние дела.
В соответствии с диагнозом американских аналитиков экономика России «застойна». «Важные сегменты российского общества серьезно обеспокоены экономической ситуацией, недовольны политической системой, в которой отсутствует реальный плюрализм и которая страдает от слабого и произвольного управления и эпидемии коррупции», — говорится в докладе. Все это создаст российскому президенту Владимиру Путину куда больше проблем, нежели те, с которыми он сталкивался во время своих предыдущих президентских сроков.
Что касается Вооруженных сил России, то Москва нацеливается на долгосрочное перевооружение и профессионализацию. Но реформам мешают бюрократические и культурные препятствия наряду с необходимостью поддержания военной промышленности, пришедшей в упадок за последние десятилетия.
Болезненной темой для России, по мнению американской разведки, останется вопрос ПРО, поэтому Россия продолжит требовать от США и НАТО гарантий ненаправленности их системы ПРО против ее сил сдерживания. Правда, после объявления об односторонней отмене Вашингтоном «четвертого этапа» ЕвроПРО России уже не о чем беспокоиться.
В сирийском вопросе, отмечается в докладе, Россия, вероятно, также останется на прежних позициях. Кремль будет стоять на предотвращении военного вмешательства и смены режима Асада. Москва обеспокоена ливийским прецедентом, считают разведчики, она полагает, что Запад следует политике свержения режимов с целью дестабилизации региона, что может использоваться и против самой России. При этом, как говорится в докладе, Кремль указывает на активизацию «братьев-мусульман» в Египте и убийство американского посла в Ливии как на доказательство своих выводов. Хотя на деле арабская весна как раз наоборот принесла немало ущерба самим США.
Кроме того, Москва вряд ли изменит свой подход к ядерной программе Ирана. Россия утверждает, что меры по укреплению доверия — лучший способ убедить Иран сотрудничать с МАГАТЭ, говорится в докладе. Россия с подозрением относится к американским планам в Афганистане и опасается любых американских усилий по поддержке небольшого военного присутствия в Центральной Азии после 2014 года без мандата ООН.
В заключении руководство американской разведки делает вывод, что хотя двусторонние отношения с США останутся важными для России, Москва, вероятно, сосредоточит свои усилия на укреплении своего влияния на постсоветском пространстве.
А Америка сосредоточится на решении внутренних проблем, включая секвестр бюджета, и на «развороте к Азии». Короче, Москве и Вашингтону будет «весело» и друг без друга. И, может быть, пока это к лучшему.