К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как обменный курс и импортные пошлины повлияли на инфляцию в России

Фото Василия Шапошникова / Коммерсантъ
Фото Василия Шапошникова / Коммерсантъ
Отечественным потребителям нужно готовиться к дальнейшему удорожанию жизни, обусловленному эффектом переноса обменного курса в цены

Оценка степени совместного влияния изменений обменного курса и ввозных таможенных пошлин на внутренние цены очень важна для реализации эффективной денежно-кредитной и торговой политики. Начавшееся в 2014 году существенное ослабление курса рубля и изменение внешнеторговых ограничений оказало существенное давление на общие объемы промышленного производства, бюджетные налоговые поступления и внутренние цены в российской экономике как на импортные, так и на отечественные товары. Учитывая переход Банка России к режиму свободного плавания курса рубля и таргетированию инфляции, оценка совместного эффекта переноса обменного курса и ввозных таможенных пошлин необходима для проведения предварительной оценки и прогнозирования последствий применения тех или иных мер торговой и монетарной политик.

Такая оценка нужна еще и поскольку совокупный эффект может проявляться не только в простом сложении двух факторов, но и во влиянии динамики и величины ввозных пошлин на чувствительность цен к обменному курсу.

Совокупный эффект изменения внутренних цен в ответ на изменение курса отечественной валюты в академической литературе носит название эффекта переноса динамики обменного курса в цены и является проявлением более общего закона единой цены, согласно которому торгуемые товары должны одинаково стоить во всех странах, с поправкой на транзакционные издержки и стоимость транспортировки. Другими словами, внутренние цены на российские товары, поставляемые на экспорт, должны достаточно хорошо объясняться мировыми ценами за вычетом транспортных и внешнеторговых издержек, а цены на иностранные импортируемые товары — мировыми ценами в сумме с транспортными и внешнеторговыми издержками. В реальной экономике закон единой цены может не выполняться — как правило, это связано с разным уровнем конкуренции на различных рынках, разной наценкой торговых посредников, дискриминированием производителем различных потребителей, а также существованием неторгуемых товаров и услуг.

 

В экономической литературе выделяют несколько каналов влияния изменений обменного курса национальной валюты на динамику внутренних цен товаров в экономике (на различных уровнях цен), однако действие закона единой цены является одним из наиболее важных из них. В целом, согласно проведенному анализу, основные механизмы реализации эффекта переноса можно структурировать так:

1) закон единой цены для конечных (потребительских) розничных товаров:

 

а) непосредственное удорожание импортных товаров, предназначенных для конечного потребления;

б) изменение внутренних цен конечных (потребительских) товаров как следствие роста цен экспортных товаров («обратный» перенос во внутренние цены);

в) изменение цен на неторгуемые отечественные товары.

 

Наиболее ощутимым данный эффект будет для цен на продукцию, на рынке которой высока доля импорта. Для российской экономики это электроника, авиастроение, фармацевтика и медицинская промышленность, станкостроение, легкая промышленность и ряд других секторов.

2) закон единой цены для промежуточных (используемых для последующего производства) товаров:

а) удорожание торгуемых импортных промежуточных товаров и отечественных промежуточных товаров;

б) рост цен на неторгуемые отечественные товары.

Таким образом, при падении курса рубля будет происходить рост цен в отраслях, испытывающих наибольшую зависимость от иностранных комплектующих, сырья и оборудования (например, производство машин и оборудования, текстильная промышленность, химическое производство и др.) за счет роста издержек и повышения цен на отечественную продукцию этих отраслей в краткосрочном периоде, то есть отклонения от закона единой цены. В долгосрочной перспективе отечественные предприятия либо смогут снизить издержки (например, за счет оптимизации производства), либо уйдут с рынка, что приведет к изменению уровня конкуренции и повлияет на цены, а в результате приведет к выполнению закона единой цены.

 

В краткосрочной перспективе происходит рост конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импортным на внутреннем и внешнем рынках, что приводит к повышению спроса и может оказать влияние на уровень цен. Аналогичный эффект будет оказывать рост мировых цен на экспортируемые российские товары, который в рамках действия закона единой цены будет приводить к росту внутренних цен отечественных товаров («обратный перенос» роста мировых цен во внутренние).

3) прочие эффекты:

а) эффект «богатства» и связанные с ним изменения отечественного и иностранного спроса на отечественные (торгуемые и неторгуемые) товары и услуги. Например, при ослаблении рубля цены импортных товаров в национальной валюте повышаются, а иностранный спрос на отечественные товары растет, поскольку их относительная стоимость снижается. В результате возрастет производство национальных товаров-заменителей и производство отечественных товаров на экспорт, вырастет спрос на труд и уровень заработной платы и, как следствие, вырастут внутренние цены, но при этом из-за эффекта богатства произойдет сокращение спроса на неторгуемые товары.

б) изменение уровня конкуренции, перетоки факторов производства между секторами и соответствующие изменения цен вследствие изменения их предельной производительности;

 

в) уровень инфляции и инфляционные ожидания. Общая инфляция складывается из изменения цен во всех секторах экономики. Если цены растут относительно быстро, это заставляет фирмы чаще пересматривать цены, которые, таким образом, становятся менее жесткими к изменению издержек, в том числе и к шокам валютного курса. Изменение ожиданий относительно будущей инфляции также заставляет фирмы более или менее часто пересматривать цены уже в текущий момент, чтобы быть готовыми к новым условиям.

Часть описанных выше эффектов начинает действовать практически моментально с изменением курса национальной валюты, влияние других отложено во времени (от трех месяцев до года и более).

Наши оценки показывают, что эффект переноса обменного курса и ввозных таможенных пошлин является статистически значимым и неполным для всех рассмотренных ценовых срезов (кроме цен отдельных импортных товаров на границе) и уровней агрегации ценовых индексов. При этом ввозные таможенные пошлины практически не оказывают статистически значимого влияния на изменение уровня цен на агрегированном уровне и на уровне цен отдельных товаров для всех ценовых срезов (цены импортных товаров, цены производителей и конечные потребительские цены). Полученные оценки эффекта переноса обменного курса с учетом ввозных таможенных пошлин показывают, что:

1) для агрегированных индексов цен укрепление обменного курса на 1% в среднем приводит к снижению потребительских цен на 0,04-0,07%, цен отечественных производителей — на 0,12%, цен импортных товаров на границе — на 1,47%;

 

2) для цен отдельных рассматриваемых товаров: укрепление номинального эффективного обменного курса на 1% приводит к росту потребительских цен в среднем на 0,34%, цен производителей — на 0,27%, цен импортных товаров — на 1,43%;

3) имеет место выраженная асимметрия эффекта переноса в случае укрепления и ослабления национальной валюты. Так, например, эффект переноса для индекса потребительских цен при укреплении рубля больше по абсолютной величине, чем в среднем на рассматриваемом временном периоде (0,13% против 0,07% соответственно);

4) возросшая нестабильность обменного курса и ввозных таможенных пошлин в период после 2009 года привела к постепенному росту эффекта переноса (как на уровне агрегированных индексов цен, так и на уровне цен отдельных товаров) по сравнению с первой частью рассматриваемого периода (2002-2008 гг.), когда курс рубля не показывал столь резких колебаний. Так, по абсолютной величине эффект переноса для индекса потребительских цен на подвыборке с января 2009 г. по декабрь 2013 г. составляет 0,13%, что выше, чем эффект переноса для индекса потребительских цен для всего рассматриваемого периода (0,07%).

Указанные существенные расхождения в полученных оценках эффекта переноса для разных уровней агрегации ценовых индексов (то есть на уровне отдельных товаров и на уровне агрегированных индексов цен) вызваны наличием в структуре товарных корзин, на основе которых строятся агрегированные индексы, прочих (не рассматриваемых в рамках анализа индивидуальных товаров) торгуемых и неторгуемых товаров, цены на которые в существенно меньшей степени подвержены влиянию изменений обменного курса и ввозных таможенных пошлин.

 

Результаты могут быть использованы для оперативной оценки влияния изменений обменного курса и ввозных таможенных пошлин, произошедших как в рамках внешних шоков, так и в рамках реализации мер экономической политики. Так, например, отечественным потребителям, несмотря на достаточно высокий уровень инфляции в 2015 году (0,6% в сентябре по отношению к августу 2015 г. и 10,4% за январь-сентябрь 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г.), нужно готовиться к дальнейшему росту потребительских цен, обусловленному эффектом переноса обменного курса в цены.

Так, рост индекса потребительских цен в октябре 2015 года составил 100,7% по отношению к сентябрю, а по итогам 2015 года, по нашим оценкам, в том числе за счет отложенного эффекта переноса рост потребительских цен составит 13,2%.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+