Официальные оценки темпов роста ВВП в текущем году чудесным образом изменились с 3% в ноябре 2013 года до 0,5% в мае 2014-го. Столь радикальный пересмотр итогов был только в кризисном 2009 году. Мы были решительно не согласны как с верхней, так и с нижней оценками. Выход на рост 3% в 2014 году фактически подтверждал бы предположение, что в нашей экономике все хорошо и лишь внешние факторы снизили темпы роста до 1,3% в 2013 году, после чего мы вернулись на устойчивый тренд. А последние оценки темпов роста ВВП в 0,5% в 2014 году указывают на то, что российская экономика последовательно с 2012-го сползает в кризис, независимо от внешних факторов.
Но всеобщий пессимизм в оценках текущей экономической ситуации и дальнейшее понижение прогнозов в сторону понижения уже не кажутся однозначно правомерными.
На днях глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что нижняя точка российской экономикой пройдена.
Несмотря на высокую неопределенность внешних факторов, в прогнозе ВВП можно выделить следующие тренды:
— конечное потребление населения будет положительным и составит 1,8-2,7% по различным оценкам;
— экспорт будет на уровне прошлого года (-0,3 — +0,1%)
— импорт снизится на 2-4%.
Пессимистичные ожидания относительно перспектив возобновления роста российской экономики связаны в первую очередь с углубляющейся инвестиционной паузой. По итогам января-апреля 2014 года инвестиции в основной капитал снизились на 4,3% в годовом выражении относительно и до того ухудшавшейся динамики инвестиционной активности: годом ранее этот показатель составлял -0,1%. Результатом является продолжающееся сокращение выпуска промышленных производств инвестиционного спроса: 1,8-1,9% в январе — апреле 2013-го и 2014 годов, или на 3,6% за два года.
Помимо этого, продолжает ухудшаться финансовое состояние предприятий экономики: в I квартале 2014 года сальдированный финансовый результат их деятельности снизился на 17,7% в годовом выражении, а в обрабатывающих производствах составил лишь четверть от прошлогоднего значения.
Наконец, важным индикатором состояния российской экономики является выработка электроэнергии, которая продолжает сокращаться.
Дополнительно сокращаются реальные располагаемые доходы населения (на 1,2% в январе-апреле 2014 года, в годовом выражении) как результат торможения экономики и усиления пессимистических ожиданий бизнеса относительно перспектив российской экономики.
Вместе с тем на протяжении последних месяцев появляется все больше оснований полагать, что российская экономика выходит на новый тренд роста.
Не основным, но обнадеживающим подтверждением позитивных изменений служит возобновление роста железнодорожных грузоперевозок — в последние годы этот показатель является достаточно надежным индикатором активности в российской экономике. В январе-апреле 2014 года они выросли на 6,1% в годовом выражении.
Более весомым аргументом в пользу позитивных оценок перспектив российской экономики является динамика промышленного выпуска. Официальная статистика в феврале-апреле 2014 года фиксировала увеличение выпуска промышленных производств на 1,4-2,4%. По итогам четырех месяцев выпуск обрабатывающих производств превышает прошлогодний уровень на 2,8%.
Динамика выпуска обрабатывающих производств подтверждает, что после периода критического торможения в конце 2012-го — начале 2013 года начался постепенный и неустойчивый набор скорости роста. Данные за февраль-март 2014 года свидетельствуют об увеличении выпуска на 3,4-3,9%, а низкая база мая 2013 года дает основания ожидать хороших результатов и за май-2014.
Вместе с тем окончательным тестом на устойчивость тренда станут июнь-июль 2014 года, по результатам которых можно будет зафиксировать оценки годового роста.
Текущий оптимизм относительно перспектив российской промышленности связан не только с ее фактическими результатами, но и со структурой и факторами роста.
При продолжающемся спаде выпуска производств инвестиционного спроса возобновился рост в производствах потребительского и промежуточного спроса (на 2,9% и 3,9% в январе-апреле 2014 года, соответственно). Ослабление национальной валюты, сокращение импорта из Украины, ограниченный спрос на отечественную продукцию на мировых рынках активизировали процессы импортозамещения и соответствующий промышленный рост. Одновременно наблюдалось заметное сокращение импорта товаров в Россию (-6,8% в I квартале 2014 года, в годовом выражении) при умеренном сокращении экспорта российских товаров (на 1,8%).
Помимо этого, правительство взяло курс на импортозамещение в рамках реализации государственных оборонных программ, что может означать некоторое сокращение импорта машиностроительной продукции и улучшение динамики выпуска соответствующих производств инвестиционного спроса.
Оптимизм в оценке перспектив роста российской промышленности связан с долгосрочностью полученного российской экономикой импульса к импортозамещению в виде курсового и административного факторов. Во второй половине лета станет очевидно, насколько устойчивым является тренд ее роста.
В любом случае этот тренд отличается от ожидавшегося.
Нынешний рост связан не с инвестициями в основной капитал и не с увеличением выпуска высокотехнологичных производств, а с более полной ориентацией действующих производств на внутренний спрос в условиях низкой инвестиционной активности. Но игнорировать этот пока неустойчивый рост по причине его иной природы неконструктивно — он должен быть поддержан инвесторами.