Мальтус, Маркс и XXI век: почему не растет уровень жизни в развитых странах
Расчет на то, что следующее поколение будет жить лучше нынешнего, стал одним из основных принципов современного общества. В развитых странах он соблюдается уже на протяжении нескольких поколений. Большинство жителей развивающихся стран также испытали рост благосостояния.
Ожидания растут, но оправданно ли это?
Скорее всего, да, но риски снижения уровня жизни кажутся выше, чем несколько десятилетий тому назад.
До сих пор мрачные прогнозы грозящего человечеству обнищания — от Томаса Мальтуса или от Карла Маркса — не подтверждались. Технологический прогресс разрушил препятствия на пути экономического роста. Был установлен — иногда мирным путем, а иногда нет — и глобальный политический баланс, что большинству людей пошло на пользу, хотя некоторым гораздо в большей степени, чем другим.
В итоге беспокойство Мальтуса о массовом голоде не оправдалось ни в одной капиталистической стране. И несмотря на падение доли труда в экономике в последние десятилетия, долгосрочная картина все еще не похожа на прогнозы Маркса о неизбежном обнищании работников при капитализме. Уровень жизни во всем мире продолжает расти.
Но прошлые периоды роста не гарантия сохранения такой же благоприятной траектории. Оставляя в стороне возможные геополитические сбои, стоит помнить о глобальных нерешенных проблемах. Первая из них — ухудшение состояния окружающей среды. Неопределенные права собственности, как в случае с воздухом и водой, возлагают ответственность за регулирование на правительство. Я не завидую будущим поколениям, которым придется справляться с последствиями глобального потепления и истощения запасов пресной воды.
Другой комплекс проблем связан с необходимостью обеспечить доверие к существующей экономической системе. Для этого ее должны воспринимать как справедливую. Это сложно, так как развитие технологий и глобализация хотя и сократили разрыв между бедными и богатыми государствами, одновременно усилили имущественное неравенство внутри стран. Неравенство может привести к параличу политической системы и прекращению экономического роста.
Третья проблема — старение населения. Как найти ресурсы для ухода за пожилыми людьми, особенно в медленно растущих экономиках, где существующие государственные системы здравоохранения и пенсионного обеспечения заведомо неустойчивы? Высокий уровень госдолга дополнительно обостряет ситуацию, поскольку от будущих поколений просят погашать наш долг и платить за нашу пенсию.
В последние годы обостряется еще и проблема регулирования секторов, которые стремительно меняются под влиянием новых технологий. Мы уже видели, к чему может привести плохое регулирование быстро развивающихся финансовых рынков.
Новым ярким примером может служить рынок продовольствия, где технология постоянно делает пищу более переработанной и генетически модифицированной. Ученые только начинают оценивать последствия этих изменений. Известно лишь, что эпидемия детского ожирения и распространение диабета второго типа могут привести к сокращению продолжительности жизни будущих поколений.
Все эти проблемы имеют решения по крайней мере в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Глобальный налог на выбросы углерода смягчил бы климатические риски и в то же время облегчил бремя государственного долга. Устранение неравенства требует большего перераспределения доходов через национальные налоговые системы, вместе с расширением программ образования для взрослых и интенсивным использованием новых технологий. Потери от замедления роста населения могут быть смягчены ограничениями международной миграции, а также поощрением занятости женщин и пенсионеров. Но сколько времени понадобится правительствам, чтобы начать действовать, — это вопрос.
Капиталистические страны были эффективными в обеспечении роста частного потребления, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Когда дело доходит до общественных благ, таких как образование, охрана окружающей среды, здравоохранение, равные возможности, достижения не столь впечатляющие, и политические препятствия для улучшения лишь растут по мере развития капиталистических экономик.
Будет ли каждое новое поколение иметь более высокое качество жизни, чем его непосредственные предшественники? В развивающихся странах, которые еще имеют преимущества догоняющего развития, ответ почти наверняка «да». В странах с развитой экономикой ответ пока тоже скорее положительный, но проблем все больше и больше.
© Project Syndicate