Новости минувшей недели хорошо показывают различия в экономической ситуации в США и Европе и при этом позволяют сделать некоторые прогнозы относительно поведения инвесторов в 2014 году. Решение ФРС о начале свертывания программ количественного смягчения задало вектор экономической политики на следующий год, а действия рейтингового агентства S&P в отношении Евросоюза подтвердили сложившуюся тенденцию — до перелома к лучшему Европе далеко.
Решение ФРС, принятое в среду, и комментарий к нему были интересны с нескольких точек зрения. Во-первых, заданный темп сокращения выкупа облигаций на $10 млрд при сохранении динамики американской экономики (медленное, но верное сокращение безработицы, восстановление роста, отсутствие бюджетных конфликтов на федеральном уровне) и графика работы ФРС позволит полностью свернуть программу к февралю 2015 года. После этого можно будет переходить к увеличению краткосрочных процентных ставок до более адекватного инфляции уровня.
Уходящий глава ФРС Бен Бернанке подчеркнул, что происходит свертывание выкупа активов, а не ужесточение монетарной политики.
Рынок отреагировал на решение стабилизацией доходности по американскому госдолгу и ставок по ипотеке, заложив в них медленные и аккуратные действия Федерального резерва. То, что решение о свертывании принял уходящий глава Бернанке, но с участием состоящей в Совете управляющих его преемницы, подчеркивает консенсусный характер принятых решений. Заданный темп также позволяет спокойнее смотреть на мир инвесторам в облигации и эмитентам на развивающихся рынках (в том числе и российским корпорациям) — ФРС фактически обязалась не допускать резкого роста процентных ставок. Внимание членов американского Конгресса постепенно переключилось на предстоящие в ноябре выборы, поэтому радикальных законодательных действий ожидать не стоит – мяч опять на поле ФРС. Поэтому в 2014 году, скорее всего, мы увидим довольно активное рефинансирование долга корпорациями и странами, готовыми спокойно и без спешки воспользоваться все еще низкими ставками на фоне набирающего силу экономического роста.
А вот ситуация в еврозоне остается сложной — об этом говорит снижение кредитного рейтинга ЕС с ААА до АА+.
Само решение S&P было неизбежным после понижения рейтингов Франции. Пока из членов еврозоны всего шесть государств сохраняют рейтинг AAA (в том числе лидер и локомотив валютного союза Германия), и рейтинговые агентства начали ориентироваться не столько на сильнейших, сколько на более слабых участников. Если в Греции после шести лет экономического коллапса начинается очень слабый рост, а долговые рынки впервые за три года позволяют Испании и Португалии рефинансировать рыночный долг по приемлемым ставкам, то ситуация в Италии и Франции продолжает усложняться — не в последнюю очередь из-за действий властей. Создание механизмов общеевропейского банковского регулирования затягивается, а ситуация на Кипре заставляет предполагать отход от традиционной политики в этом вопросе, когда вкладчиков, в том числе и крупных, защищают за счет налогоплательщиков. Банковская система Испании и в меньшей степени Италии остается сильно недокапитализированной, и даже небольшое ухудшение ситуации может привести к ее обвалу. Способность (и желание) спасать вкладчиков придется проверять на практике, как и теорию, что реструктуризация кипрских банков была уникальной и не может повториться в более крупных странах еврозоны. Следует внимательно наблюдать за тем, насколько Европа готова воспользоваться передышкой и реорганизовать регулирование сектора или же проблемные страны будут ждать нового раунда проблем. Поэтому главным объектом наблюдения должны быть крупные банки и их устойчивость, а также госдолг Франции — останется ли он в той же весовой категории, что и немецкие гособлигации, или продолжит дрейф к испанским и итальянским уровням.
Ситуация в Азии также неустойчива, но скорее позитивна.
Действия японских властей по накачке экономики деньгами оказались успешными, и не стоит ожидать их свертывания в наступающем году. Китай также активно реализует решения пленума ЦК КПК по либерализации экономики и стимулированию потребления – и последствия принятых решений будут видны только к концу года. Скорее всего, Азия не будет в фокусе инвесторов именно из-за того, что ситуация там стабилизировалась и резких скачков ожидать не стоит. Латинская Америка исчезла с первых полос финансовой прессы примерно по той же причине — и даже Чемпионат мира по футболу вряд ли выведет ее туда.
Стоит ожидать, что основные финансовые события наступающего года будут происходить в США и еврозоне, а остальные рынки будут скорее фоном для них. С наступающим Новым годом!