На недавней конференции в Берлине глава «Газпрома» Алексей Миллер и российский министр энергетики Александр Новак сообщили, что Россия не будет продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 года и что потребителям Балкан и Южной Европы придется покупать российский газ на турецко-греческой границе.
«Сроки очень жесткие: эти мощности должны появиться к концу 2019 года. Чтобы эти мощности появились к концу 2019 года, строить надо начинать прямо сегодня», — предупредил Миллер и пригрозил перекрытием газового крана.
На мой взгляд, никому ничего строить не надо, поскольку «Турецкого потока» не будет.
И дело не только в информации о тупике в российско-турецких переговорах относительно формулы скидки на газ. Для реализации проекта «Газпрому» необходимо преодолеть множество препятствий. Во-первых, нужно будет найти деньги (напомню, что «Газпром» не смог обеспечить финансирование для «Южного потока» — совместного предприятия с кредитоспособными партнерами).
Во-вторых, Россия должна вести осторожную внешнюю политику, не давая США, Евросоюзу и Швейцарии повода для ввода запрета на продажу «Газпрому» услуг по строительству подводных газопроводов (все компании, способные проложить «Турецкий поток», являются субъектами «санкционных» стран).
Допустим, России и «Газпрому» удастся обойти все барьеры и труба будет построена. Но это совсем не значит, что газ дойдет до конечных потребителей.
Из 47 млрд куб. м газа, который предстоит доставить на границу Греции, большая часть предназначена для потребителей Италии. Крупнейший итальянский покупатель — компания Eni, контракты «Газпрома» с которой действуют до 2035 года и предусматривают доставку газа на северную границу Италии. Это примерно в 1500 км от турецко-греческой границы. По мнению руководства «Газпрома», трубу из Турции в Италию должны построить покупатели, а если не построят, то российский монополист перекроет кран и будет «держать паузу».
Однако как только «Газпром» сократит поставки газа в Италию, США смогут перекрыть российскому монополисту доступ к финансированию через американские банки.
В прошлом году в США был принят закон под названием Ukraine Freedom Support Act of 2014, который дает президенту право ввести санкции против «Газпрома» (в частности, запрет на предоставление займов на срок более 90 дней) в случае снижения поставок газа в страны, входящие в блок НАТО, а также в Грузию, Молдавию и на Украину.
За американскими банками, наверняка, последуют другие финансовые организации, не желающие ссориться с США, а без внешнего финансирования может остановиться Восточная газовая программа. Кстати, Болгария, Венгрия, Греция, Турция и ряд других стран региона тоже входят в НАТО, так что «газовая пауза» здесь будет чревата теми же последствиями.
В общем, европейским партнерам «Газпрома» можно ничего не предпринимать и спокойно ждать естественной кончины «Турецкого потока».