К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Одолжить в Китае: как найти правильный банк

REUTERS/China Daily
REUTERS/China Daily
Изменения в китайской экономике заставляют банкиров смотреть на Россию как на возможный рынок кредитования

В начале 2014 года много говорилось о возможности рефинансировать западные кредиты в китайских банках. Но поскольку волны китайских кредитов не последовало, к настоящему моменту сложилось общее мнение о нежелании китайских банков кредитовать российские компании и проекты.

Это мнение ошибочно — заинтересованность и готовность кредитовать российский бизнес у китайских банков есть.

В прошедшем году китайский заемный капитал не шел в Россию из-за взаимной неготовности как китайских банков, так и российских компаний. У первых не было групп, специализирующихся на России, а вторые еще не отвыкли от ультрадешевых западных денег. Но уже сейчас в целом ряде китайских банков созданы специализированные российские команды, а российские компании психологически адаптировались к двузначным процентным ставкам. Таким образом, основы для роста китайского кредитования заложены.

 

Однако подход китайцев к кредитованию существенно отличается от того, к чему привыкли российские заемщики при общении с западными и российскими банками. Дело в том, что банковский рынок КНР в настоящее время стоит на пороге фундаментальных перемен. До недавних пор бизнес-модель большинства китайских банков была очень проста. Она заключалась в получении на внутреннем рынке крайне дешевых депозитов и финансировании опять же внутри страны крупных корпораций или инфраструктурных проектов. Сейчас происходит ряд значимых процессов, влияющих на эту бизнес-модель. И как раз эти процессы впервые делают возможным масштабное китайское кредитование российского бизнеса.

Во-первых, в Китае постепенно снижается рост инфраструктурного строительства.

 

Теперь официальный Пекин заставляет китайские строительные компании искать проекты за рубежом, в том числе и в России. Так как одним из инструментов строительной экспансии за рубежом является льготное финансирование, государственные банки получили директиву быть более открытыми российскому рынку.

Во-вторых, Китай за последние 10 лет создал производственную базу, способную выпускать товары с высокой добавленной стоимостью, включая электронику и автомобили.

Производители этих товаров начинают активную борьбу за внешние рынки сбыта, и дешевое экспортное финансирование — важный аргумент в этой борьбе. Россия для Китая является значительным рынком сбыта, что заставляет банки подстраиваться под компании-производители и создавать внутри себя специализированные российские группы.

 

В-третьих, финансовые власти в Пекине в рамках политики превращения юаня в мировую резервную валюту начали поощрять перевод внешнеэкономических расчетов из евро и долларов в юани. Это дает банкам дополнительный — и весьма существенный — стимул в тех случаях, когда заемщик готов рассматривать кредитование в китайской валюте.

В-четвертых, в Китае сейчас активно осуществляется либерализация банковского рынка. Ранее существовала фактически полумонополия государственных банков на сбережения, и у населения, традиционно сберегающего более 40% своего дохода, не было другого выбора, кроме как размещать средства на депозите под 2-3% годовых. Начиная же с прошлого года правительство дало разрешение крупнейшим компаниям электронной коммерции открывать собственные банки и привлекать капитал непосредственно от своих покупателей по значительно более высоким ставкам.

Такие банки электронной коммерции развиваются чрезвычайно быстро, поскольку большинство китайских потребителей уже хорошо интегрированы в системы электронной коммерции (например, в 2013 году объем online-покупок в Китае приблизился к $300 млрд.) и открыть депозит для них не сложнее, чем просто нажать кнопку. Из-за возрастающей конкуренции депозитные ставки и стоимость капитала для традиционных банков в Китае скоро существенно вырастет. Это вынуждает банки рассматривать новые высокодоходные возможности размещения капитала как внутри страны, так и за рубежом. Некоторые из них впервые начали смотреть на Россию как на возможный рынок кредитования.

Все вместе это сделало российский бизнес значительно более привлекательным для китайских банков.

Но последние внезапно столкнулись с неожиданной проблемой: они не могут найти в России подходящих заемщиков. Главная причина в том, что большая часть российских компаний пока плохо ориентируется на китайском банковском  рынке.

 

Банки в Китае условно делятся на три основные группы: 1) банки развития; 2) коммерческие банки; и 3) городские банки. Разница между ними в том, что для банков развития прежде всего важна политическая значимость проектов, а экономические аспекты находятся на втором плане. Крупнейшие коммерческие банки также помогают проводить экономическую политику государства, но для них гораздо важнее экономика проекта. Городские банки, как правило, полностью движимы экономической целесообразностью.

Для российских корпоративных заемщиков интерес представляют в первую очередь крупнейшие коммерческие банки, в том числе имеющие представительства в России, а также городские банки, территориально расположенные недалеко от границ северного  соседа. Для инфраструктурных заемщиков и строительных проектов главными целями являются банки развития и четыре-пять крупнейших коммерческих банков.

Главным требованием практически любого китайского банка является обязательная вовлеченность китайского бизнеса. Для торговых компаний финансирование может предоставляться либо под закупки китайской продукции, либо под продажи в Китай. В случае со строительными проектами обязательным является участие китайских строительных компаний. Тем самым банки минимизируют свои кредитные риски, а также удовлетворяют требованию государства по содействию внешнеэкономической деятельности китайского бизнеса.

Ключевой проблемой являются валютные риски.

 

Китайские банки готовы кредитовать в юанях, долларах или евро. Для долгосрочных проектов с рублевыми денежными потоками это является барьером, преодолимым только с помощью государственных гарантий. Но компании с валютной выручкой или закупающие продукцию в Китае, как правило, менее чувствительны к этим рискам.

Что касается стоимости финансирования, то высококачественные российские заемщики могут рассчитывать на стоимость заимствований в диапазоне 8-12% годовых. Еще год назад это было запретительно дорого, но сейчас вполне конкурентоспособно. Исключением являются инфраструктурные проекты — под них некоторые банки готовы давать льготные кредиты под 3-4% годовых при условии государственных или квазигосударственных гарантий.

Подводя итог, можно сказать, что за последний год ситуация на российско-китайском рынке заимствований существенно улучшилась. Теперь, когда целый ряд китайских банков готов кредитовать российский бизнес, а ожидания российских заемщиков постепенно адаптировались к новой экономической реальности, созданы условия для роста кредитования из Китая.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+